На главную
Последние поступления
Фотогалерея
Журналы
Наши книги
Контакты
Интернет-магазин
Купить вне Дагестана
Благотворительные издания
Книга отзывов
Блог





ПОДВИГ НАРОДНОГО ПАТРИОТИЗМА И САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ

Медленно поднявшись из сумрака ущелий, клочья тумана слились на рассвете постепенно в безбрежную пелену, которая непроницаемой завесой прикрыла собой по всей многокилометровой длине величественные скалы Турчи-Дага. Туман продолжал уныло и таинственно висеть на склонах хребта до самого восхода солнца, а потом лениво отступил в сторону Мегебской котловины, превращаясь в облака.

Эту живую картину природы я наблюдал не так давно, будучи в родном ауле Согратль. И она, знаете, невольно напомнила о предании, гласящем, что «гроза Вселенной» Надиршах в тот далёкий сентябрьский день 1741 года, выглянув рано утром из своего шатра на Турчи-Даге и увидев за порогом такую же стену густого тумана, был сильно раздосадован. 

Ещё бы! Ведь завоевателю не терпелось осмотреть с высоты Турчи-Дага неприятельскую сторону и боевые порядки своих многочисленных войск. Нужно было до начала битвы оценить опытным взглядом полководца, достаточно ли выгодны для броска вперед позиции, занятые конницей, а тут с рассвета этот проклятый туман, словно повязка на глазах, не дающий дальше пяти шагов ничего разглядеть.              

Неожиданный каприз погоды мог предопределить весь ход намеченного вторжения в Аварию. Пока туман будет окутывать окружающую местность, о вступлении в битву не могло быть и речи. Больше всего боялись шахские военачальники засады андалалцев. Пользуясь непогодой, отлично зная каждую тропинку, каждый косогор и лощину, они могли проникнуть незаметно в расположение войск, рассечь их, вызвать панику. Ждать, терять время – значило упустить главный шанс успеха. Ведь силы горцев могут быстро расти за счёт отрядов, прибывших со всех уголков нагорья.

Не вступая в разговор ни с кем из окружающей свиты, шах продолжал стоять перед шатром, как изваяние. Только нервно вздрагивающие брови и шепчущие молитву губы выдавали тревожное состояние его души.

О чём думал Надир? Может, вспомнил, как шесть лет назад, в 1735 году, захватив Кумух – цитадель легендарного Сурхай-хана, он дошёл, преследуя временно отступающие в Андалал остатки сурхаевского отряда, как раз до этих мест и не решился двинуться дальше? Или занимали его мысли о том, как расправиться с гордым ханом Аварии и особенно с кадием, правителем вольного общества Андалал? Они не только отвергли его требования о безоговорочной сдаче и уверениях в покорности, но и дерзко заявили о решимости прогнать чужеземцев.

Говорят, что по указанию шаха в Согратль, в резиденцию кадия Андалалского вольного общества, прибыл специальный гонец. Он вручил кадию письмо с ультимативным требованием покориться и ещё мешок пшена: у меня-де столько воинов, сколько зёрен в этом мешке, считаю сопротивление безумием.

Посовещавшись, андалалцы решили «деликатно» откликнуться на требование шаха, вернув ему мешок пшена и в придачу к нему петуха. Это означало: как бы много зерна у вас ни было, его переклюёт даже общипанный петух. Шах был сильно разгневан дерзостью кадия и его приближённых.

– Аллах великодушен, о всесильный шах! Туман, наконец, покидает горы. Вон и луч солнца заиграл, – отвлёк Надира от мрачных раздумий один из визирей.

Да, туман начал рассеиваться, обнажились склоны гор Андалала, и шах с нескрываемым интересом обратил свой колючий взор в сторону расположенного далеко внизу Согратля, откуда ему накануне вечером гонец привёз от имени кадия общипанного петуха. Сколько стран покорил Надиршах, сколько падало перед ним на колени разных правителей, а такого не было, чтобы над ним насмехались. Ну, держитесь теперь, пастухи! В собственной крови купаться будете.

Шах махнул рукой. Гулко ударили пушки, поднялся неистовый грохот ружейной пальбы, засверкали сабли. Началось...   

Не знал хвастливый Надир – «гроза Вселенной», чем обернётся для него это сражение с горцами. Представить себе не мог, что в местности  Хициб, близ Согратля, у подступов к Чоху и Бухтибу, под Мегебом и Обохом он потеряет убитыми свыше 20 тысяч воинов, что будут растоптаны, разорваны в клочья знамёна, реявшие над его ратью в походах в Индию и Афганистан, что будет рассеяна и превращена «пастухами» в бегство его знаменитая гвардия. Что он сам чудом спасётся от плена, а личный секретарь Мехти-хан назовёт этот горный край «областью несчастий» для Надира и его войск.   

В истории войн прошлого немало примеров участия в битвах с завоевателями  наряду с мужчинами и женщин. О том, что женщины сёл Андалалского вольного общества не только сами отважно бились с врагами, но и поддерживали морально воинов, свидетельствует множество дошедших до нас народных сказаний, песен. Облачённые в мужскую одежду, женщины обеспечивали тактику применения против Надиршаха своеобразной военной хитрости. Когда мужчины отбивали яростные атаки многократно превосходящих сил врага, несколько сот женщин в папахах, с оружием, поднимая облака пыли, двигались со стороны верхней окраины аула к линии битвы, а как только оказывались внизу, на невидимой из шахской резиденции части дороги, они поворачивали в ущелье и по руслу речки Нур-Ор вновь выходили на прежнюю позицию, чтобы снова двигаться навстречу противнику.

Такими маневрами женщины создавали у неприятеля ложное представление о подкреплении сил дагестанцев, что заставляло Надиршаха перераспределять свои силы на передовой, перебрасывать ударные отряды туда, где они чаще всего попадали в ловушку.

Более чем десятилетняя борьба народов Дагестана с иранскими завоевателями и увенчавшие её победой сражения в Аймакинском ущелье и вблизи Согратля – это неисчерпаемо богатая тема для произведений литературы и искусства...

Как бы советская официальная история не игнорировала и не замалчивала эти события, живы в памяти народов Страны гор исторические страницы совместной героической борьбы с завоевателями. Вспомним, как в тревожные августовские дни 1999 года дагестанские ополченцы ещё в начале боевых действий с железной твёрдостью заявили на митингах, что не уронят чести предков, не преклонивших колени даже перед  «грозой Вселенной» Надиршахом. И они на деле это подтвердили в схватке с вторгшимися в Дагестан отрядами международных террористов.

Представляется мне, что именно тогда член Госсовета РД, генеральный директор ОАО «Дагэнерго» Г. М. Гамзатов и решил осуществить давно занимавшую его идею об увековечении героического подвига народов Дагестана, одержавших убедительную победу над многократно превосходящими численностью ордами иноземцев. Подвига не только оружия, но и народного патриотизма и самопожертвования. Г. М. Гамзатов, оказывавший активную поддержку в разгроме бандформирований в Андийском направлении фронта, видел не раз, как бесстрашно шли ополченцы защищать свою землю. Ведь не секрет, что первоначально при острой нехватке огнестрельного оружия андийцы умело применяли против врагов тактику боя, которой пользовались воины Андалалского вольного общества против шахских войск.

Признаться, не одно поколение согратлинцев испытывало на себе чувство какой-то, что ли, стыдливой неловкости из-за того, что, кроме устного и скромного литературного отображения великой победы по сути небольшой горстки народов Дагестана над полчищами всемогущего владыки Востока, нет на месте этих исторических событий ничего эпического, памятного для зрительного восприятия. Конечно же, не раз заявляли о себе настоящие патриоты, вносившие конкретные предложения по созданию какого-либо памятника, обелиска. Но благие намерения тонули в сутолоке повседневных будничных дел. Или не давало им осуществиться равнодушие чиновников, да и настойчивости самим инициаторам, видимо, не хватало, чтобы довести дело до конца.

Помнится, несколько энтузиастов к 230-летию разгрома Надиршаха решили установить у дороги, недалеко от того места, где произошло наиболее упорное сражение, обелиск, надпись на котором являлась бы напоминанием о героическом прошлом Дагестана. Но в Гунибском райкоме партии, узнав об этой идее, выразили опасения, что это может нанести вред отношениям нашей страны с Ираном (?!). Так была похоронена замечательная возможность с эффектом и без ущерба интересам каких-либо государств использовать героические и боевые традиции народа в патриотическом воспитании молодёжи.

Г. М. Гамзатов не стал оглядываться, следуя принципу «как бы чего не вышло», а взял инициативу в свои руки. И результат сегодня виден всем. Там, где 263 года тому назад (статья была написана 14 лет назад ныне покойным Магомедом Абигасановым. – Ред.) объединёнными силами дагестанцев было разгромлено 50-тысячное войско Надиршаха, мы видим прекрасный мемориальный комплекс «Ватан» – воплощённую в камень вечно живую память благодарных потомков о мужестве, героизме и любви к родной Отчизне своих славных прадедов.

 
Новости
Сын, живущий в городе, уже несколько лет не навещал могилу матери на сельском кладбище. И вот, ступая на кладбище, он слабо пытался оправдать самого себя: «Что поделаешь, жизнь нелёгкая, трудности становятся поперёк дороги… А как выпала возможность, я приехал…» Семья сына, раздвигая высоко разросшийся густой бурьян между железными оградами, прошла к могиле. Сын окинул взглядом надмогильный камень и обомлел: мать с портрета смотрела на него с укором и глубокой печалью в глазах, с обиженно опущенными книзу углами губ. «Прости, родная, – сказал про себя сын. – Нелёгкая жизнь, трудности – всего лишь оправдание… Сам не пойму, что со мной произошло… Старею, что ли?.. Или усталость одолевает?.. Прости уж меня, твоего негодного сына…» – Тебе не показалось, что портрет изменился и смотрел недовольно? – с дрожью в голосе спросила жена, когда вышли с кладбища. Муж молча кивнул головой, он не знал, что говорить… В следующий раз сын не запоздал с посещением могилы. Он посмотрел на портрет – лицо матери было ясно, в губах таилась улыбка, в глазах светилась радость, она словно одаривала своей лаской сына, невестушку, внуков. Сын с радостью и с комом, застрявшим в горле, посмотрел на супругу. И она, с повлажневшими глазами, кивнула головой: да, мол, я тоже заметила. Зарисовка «Печаль и радость портрета» вошла в сборник Арбена Кардаша «ТАНЕЦ ПОНЕВОЛЕ». Подкупающие народной простотой, глубокой мудростью и реальностью описываемых событий, произведения лезгинского писателя, лауреата Государственной премии Республики Дагестан Арбена Кардаша завоевали широкий круг читателей. Приобрести книгу можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 17:00 – в будни; суббота и воскресенье – выходные дни. Добро пожаловать! *** Напоминаем также, что из-за технических неполадок нашего сайта информацию о стоимости любой заинтересовавшей вас книги лучше уточнить, позвонив по одному из телефонов: 68-25-69, 68-09-96, 67-72-84.
18 Декабрь 2018
«Абуталиб однажды гостил в Москве. На улице ему понадобилось за чем-то обратиться к прохожему. Скорее всего – спросить, где тут базар. Случилось так, что Абуталиб попал на англичанина. Что ж, это не удивительно – на московских улицах немало иностранцев. Англичанин не понял Абуталиба и стал переспрашивать его сначала на английском языке, потом на французском, потом на испанском и, может быть, даже на других языках. Абуталиб же пытался объясниться с англичанином сначала по-русски, потом по-даргински, потом по-кумыкски. Собеседники разошлись, не поняв друг друга. Один слишком культурный дагестанец, знающий два с половиной английских слова, впоследствии внушал Абуталибу: – Вот видишь, что значит культура. Если бы ты был покультурнее, то мог бы поговорить с англичанином, понимаешь? – Понимаю, – отвечал Абуталиб. – Только почему англичанин должен считаться культурнее меня, ведь он тоже не знал ни одного языка, на котором пробовал говорить с ним я?» Думается, Абуталиб был «культурнее» многих из нас – ведь он умел объясняться и на русском, и на даргинском, и на кумыкском, и на родном, лакском, языках. Можно, конечно, равняться на того англичанина, знать и английский, и французский, и испанский, и другие языки – это сблизит нас с мировым сообществом. Но незнание родного языка, истории, культуры и традиций своего народа лишит нас национальной идентичности. Научиться говорить на родном языке никогда не поздно – чтобы не затеряться среди других народов, и ни при каких ситуациях и обстоятельствах не выглядеть белой вороной… В серии «Язык – душа нации» издательский дом «Эпоха» уже выпустил три самоучителя: «Самоучитель кумыкского языка», «Самоучитель лакского языка», «Самоучитель аварского языка». Работа над остальными самоучителями продолжается. Приобрести эти книги можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 17:00 – в будни; суббота и воскресенье – выходные дни. Добро пожаловать!
14 Декабрь 2018
Не идёт из головы история с девочкой, выпавшей из окна. Ругать нерадивую мать нет смысла — дети непредсказуемы, да и сама она, наверное, терзается до сих пор. Хорошо, что всё закончилось благополучно. Вспомнила историю, которую когда-то читала. ...Она случайно заперлась в морозилке на работе. Женщина работала на мясокомбинате. Однажды, в конце своего рабочего дня она пошла в морозильную камеру, чтобы что-то проверить, но дверь случайно закрылась — и женщина оказалась заперта изнутри. Женщина кричала и стучала изо всех сил, всё было безрезультатно — никто не мог её услышать. Большинство рабочих уже ушли, а снаружи морозилки невозможно услышать, что происходит внутри. Пять часов спустя, когда смерть казалась уже неминуема, охранник завода открыл дверь — и женщина чудом спаслась от смерти. Позже женщина спросила у охранника, почему он решил проверить морозильную камеру в тот день, ведь это не входило в его обязанности. Охранник ответил: «Я работаю на этом заводе уже 35 лет, сотни людей приезжают и уезжают каждый день, но вы одна из немногих, кто здоровался со мной по утрам и прощался в конце рабочего дня. Многие относятся ко мне так, будто я невидимый. Сегодня утром, проходя мимо меня, вы, как всегда, сказали мне «Привет». Но после рабочего дня я с удивлением заметил, что не услышал вашего «Пока, увидимся завтра», и не видел, чтобы вы ушли. Поэтому я решил проверить территорию завода. Я так привык к вашему «привет» и «пока» каждый день, ведь они напоминают мне, что я кому-то нужен. Не услышав сегодня ваше прощание, я понял, что что-то случилось. Вот почему я везде искал вас»…
13 Декабрь 2018
11 декабря 1994 года в России началась Чеченская война. Многие города и населённые пункты Чечни, включая столицу Республики – город Грозный, превратились в руины. Война, ставшая самым тяжёлым испытанием для страны и принесшая невосполнимые утраты для многих семей. Махмуд-Гирей – строитель. Тридцать лет своей жизни работал в Алтайском крае. Заслуженный строитель. Прекрасная русская речь. Один из тех чеченцев, которые не мыслили жизни без России. Ещё на Алтае, он увидел однажды свой дом в программе «Вести». Это был репортаж о взятии Бамута. Говорили так, словно взяли Берлин. Он узнал свой дом. Над ним водружали российский флаг. – А до этого какой флаг был над моим домом? Какой? Почему я оказался враг? *** Им всем, пришедшим за водой к единственной колонке, Казалось, что лётчик видел их всех. Принесли воду. Михаил побежал в дом матери за ключами, А она, мать, шла ему навстречу. Лётчик всё-таки сбросил бомбу. Галину отнесло волной, а муж и его мать убиты осколками. Обоих Галина закопала в огороде… Эти строки взяты из книги Мариян Шейховой «Диалоги с Данте», а принадлежат они перу Эльвиры Горюхиной – учёного, учителя и журналиста. Эта маленькая хрупкая русская женщина добровольно отправилась в горячую точку на Кавказ, чтобы найти ответ на вопрос: «Почему я враг?». Её книги «Путешествие учительницы на Кавказ» и «Не разделяй нас, Господи, не разделяй!..» получили широкий резонанс, хотя и были изданы маленьким тиражом. Мариян Шейхова, с разрешения автора, облекла в графическую форму отрывки из прозы Горюхиной, максимально сохранив авторский текст, – чтобы как можно больше людей прочитали и узнали правду об этой войне. Вообще вся книга «ДИАЛОГИ О ДАНТЕ» – как оголённый провод высокого напряжения: больно бьёт и прожигает насквозь. Это наша действительность! Приобрести её можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 17:00 – в будни; суббота и воскресенье – выходные дни. Добро пожаловать!
11 Декабрь 2018
Памяти Фазу Алиевой посвящается. Сегодня, 5 декабря, ей исполнилось бы 86 лет. «Я редко слышала крик петуха, потому что на рассвете крепко спала, но бабушкин голос звучал как набат. – Лучше бы моя дочка Апипат рожала сыновей, а не дочерей! Кто на них женится, кому они нужны, сонные мухи? Спят, пока, как золотые струны пандура, не начнут играть на оконных стёклах солнечные лучи. Уже ушли отары в горы, стадо пасётся на лужайке, я, старая, подоила коров, покормила кур, а они ещё спят! Бедная их мама убирает больничные палаты, – не унималась бабушка. – Кто их замуж возьмёт? Я бы не хотела, чтобы такие лежебоки невестами зашли в мой дом. Фазу, Нуцалай, Шахсанат, вставайте! Сколько ни говори, до вас не доходят святые слова: «Грех прозевать зарю. Аллах смвою благодать раздаёт вместе с зарёю, в каждой росинке написано имя Аллаха!» Я, сладко зевнув, поворачивалась на другой бок, но слова: «Кто их замуж возьмёт?» – доходили до самого сердца. «Неужели не возьмут?» – думала я с тревогой. Бабушка стягивала с нас одеяло: «Вставайте, ваши ровесницы уже дворы подметают, кизяки собирают, с полными кувшинами возвращаются с родников…» Я неохотно вставала, зачастую платье оказывалось надетым наизнанку. – Газеты и журналы ты наизнанку не читаешь! Аллах, образумь эту бумажную девочку. С веником она в ссоре, с иголкой она в драке; если тесто месит, то оно течёт у неё между пальцами, если хинкал поручишь сделать, то из кастрюли выходят такие хинкалы, будто между ними шла трёхнедельная война. Бабушка ворчала, не переставая. Причём её слова удивительным образом складывались в философскую проповедь. Я сейчас это понимаю, а тогда, конечно же, всё, что она говорила, мне казалось не совсем справедливым. «Цена семьи становится известной, когда вырастают дети, – торжественно провозглашала она. – Пока вы дома, мы ваши достоинства преувеличиваем, недостатки замазываем, а в чужом доме всё будет наоборот. Правильно предки говорили, что девушки – это камни для чужой стены. Хороший камень украсит стену, плохой будет уродовать»… Книга Фазу Алиевой «ЦЕНА ДОБРА» – это цикл лирических рассказов, зарисовок, откровений, размышлений, кладезь народной мудрости и одновременно простоты; это лирическая исповедь о скорби и потерях. Каждый рассказ западает в сердце, оставляя там маленький росточек доброты… Приобрести её можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 17:00 – в будни; суббота и воскресенье – выходные дни. Добро пожаловать!
05 Декабрь 2018
Десять лет (вероятнее всего, так как точная дата гибели всё же неизвестна) 2 декабря 2018 года исполнилось со дня смерти Евгения Александровича Гвоздёва в Неаполитанском заливе во время третьего задуманного им кругосветного путешествия на малой яхте. Его первая кругосветка на яхте «Лена» (переделанном «Рикошете» класса «микро» длиной 5,5 метров) продолжалась четыре года с 1992 по 1996 год. Его вторая кругосветка на самостоятельно построенной яхте «Саид» (в честь спонсора Саида Амирова) длиной 3,7 метра продолжалась четыре года. Его третья одиночная кругосветка на яхте Getan II длиной 5,5 метров началась 19 сентября 2008 года. 10 декабря того же года его тело с глубокой раной на голове было обнаружено на одном из итальянских пляжей. Последний раз на связь Евгений Александрович выходил 30 ноября 2008 года после сильного шторма. По официальной версии он погиб 2 декабря во время следующего шторма в районе Неаполя... Подробности об этих плаваниях, печальных и радостных, опасных – когда Евгений Александрович бывал на волосок от смерти, о случавшихся казусах и о многом другом поведал в своей приключенческой повести друг мореплавателя, журналист Олег Санаев. Приобрести книгу Олега Санаева «ЗЕМЛЯ КРУГЛАЯ. ДОКАЗАЛ ЕВГЕНИЙ ГВОЗДЁВ» можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 17:00 – в будни; суббота и воскресенье – выходные дни. Добро пожаловать!
03 Декабрь 2018
«Зал – бог древних лаков, поручил всем живым существам приготовить и принести самые вкусные блюда. Блюдо, приготовленное муравьём, оказалось очень вкусным. У муравья спросили, что он добавил в еду, что она стала такой вкусной. Муравей молчал, не хотел выдавать свой секрет и решил убежать. Но при выходе его догнали и стали так прижимать дверями, что, казалось, перережут пополам. Наконец, не выдержав боли, муравей выдохнул: «Соли, соли!» С тех пор у муравья тонкая талия. Да! У лакцев, когда человек неудачно шутит, говорят: «Нет соли!». О неинтересном, сером человеке тоже говорят: «Нет соли в этом человеке!» Есть ещё сказка «Вопросы к муравью». У муравья спрашивают: «Почему у тебя большая голова, тонкая талия, а задняя часть тела такая толстая?» Муравей отвечает: «Голова большая, потому что я умный. Талия тонкая, потому что я статный. А о задней части разве порядочный мужчина говорит?» Сказка назидательная и, конечно же, учит нас быть тактичными. Вот ещё интересное мифологическое предание. Девушки из села Мачалащи пошли весной в горы собирать подснежники и лечебные травы. Погода испортилась, пошёл дождь. Девушки промокли и забрались в пещеру поблизости. Легко одетые, девушки замёрзли. Забрёл в те места легендарный охотник Амир. Он решил спасти замерзающих девушек. На склоне горы он заметил отблеск костра авдалов (божеств охоты и дичи у лакцев). Амир подошёл к ним, поздоровался и присел у костра. Божественным указом авдалам запрещалось делиться огнём, они наказывались богом Залом. Охотник схватил горящее полено и убежал, авдалы не успели поймать его. У реки Амир подобрал выброшенное паводком дерево и развёл костёр в пещере, где замерзали девушки, и спас их. Но разгневанный Зал наказал Амира, завалив пещеру, где он находился, а аул девушек Мачалащи разрушил…» Знакомство с удивительными историями и рассказами из жизни лакцев можно продолжить, купив книгу «Лакцы. История, культура, традиции», выпущенной в серии «Детям – о народах Дагестана». Автор книги – Мариян Магомедова-Чалабова, сумела ёмко и интересно донести до детей и подростков богатый исторический материал о лакцах. Приобрести книгу «ЛАКЦЫ. ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ» можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 17:00 – в будни; суббота и воскресенье – выходные дни. Добро пожаловать! *** Напоминаем также, что из-за технических неполадок нашего сайта информацию о стоимости любой заинтересовавшей вас книги лучше уточнить, позвонив по одному из телефонов: 68-25-69, 68-09-96, 67-72-84.
29 Ноябрь 2018
По дороге в Табасаран, близ селения Хучни, на берегу реки Рубас-чай, возвышается небольшая гора, на которой сохранилась старинная крепость, известная как Крепость семи братьев. В крепости этой раньше была башня в семь этажей. В ней жили семь братьев-нартов с красавицей сестрой. Её золотые косы были такой длины, что она могла привязать к ним кувшин и достать из реки воду. Братья и сестра жили очень дружно. Сестра занималась домашними делами, а братья – охотой, иногда совершали набеги на соседних ханов и грабили их. Ханам это надоело, они собрали огромное войско и двинулись на крепость. Во главе войска стоял один из ханов. Сестра нартов влюбилась в него. Она знала, что братья будут против их брака, и решилась на предательство. Когда враги осадили крепость, сестра разрядила ружья и пистолеты братьев, а в ножны кинжалов и шашек налила солёной воды. Начался бой. Братья с криком бросились на врагов и начали стрелять из ружей и пистолетов, но, к их удивлению, выстрелы не наносили ущерб врагам. Они схватились за шашки и кинжалы, но не смогли их вынуть из ножен – от солёной воды они заржавели. Братья были окружены, и шестеро из них погибли. Младший брат спасся бегством в крепость и узнал про подлую измену сестры. Он привязал её за косы к седлу своего коня и убил на глазах неприятеля, а сам после этого пропал без вести. До сих пор перед крепостью на огромном камне сохранился отпечаток копыт его коня с выбитыми в нём отверстиями. По преданию, каждый прохожий клал одну пулю и один заряд пороха в эти отверстия как пошлину. А то место, где похоронена сестра нартов, слывёт проклятым. Каждый прохожий считает своим долгом бросить на её могилу камень – за предательство. Так здесь образовалась уже целая горка камней. Эту легенду и многие другие можно прочитать в книге серии «Детям – о народах Дагестана» – «ТАБАСАРАНЦЫ. ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ», написанную Габибат Азизовой. Приобрести её можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 17:00 – в будни; суббота и воскресенье – выходные дни. Добро пожаловать! *** Напоминаем, что из-за технических неполадок нашего сайта информацию о стоимости любой заинтересовавшей вас книги лучше уточнить, позвонив по одному из телефонов: 68-25-69, 68-09-96, 67-72-84.
27 Ноябрь 2018
Copyright © ООО "ИД "Эпоха" 2005 г.
Вход для администратора