Детством считался возраст до 10-12 лет. С малолетства детей учили взбираться на горы, спускаться в овраги, переходить реки; быть смелыми и ловкими, проворными в работе. Они должны были уметь самостоятельно седлать лошадей, ездить верхом по горным тропам. До 11 лет девочки и мальчики играли вместе. Девочек приучали к домашнему труду, ведению хозяйства. Многие из них в этом возрасте уже умели ткать ковёр (гам), палас (рух) и вязать шерстяные носки (гуьлуьтар). После 11 лет мальчики переходили под опеку мужчин, девочки – женщин. Отцы и старшие братья брали мальчиков с собой на полевые работы, на летние пастбища. Мальчики приучались обрабатывать поле, стричь овец, пасти скот, управлять быками, то есть исполнять все работы, какими занимались мужчины в семье. В 15-16 лет наступало совершеннолетие юноши, которое отмечалось надеванием черкески и кинжала. В честь этого организовывали угощение для близких и родственников. Не только родители, но и все старшие в селе участвовали в нравственном воспитании молодых. Для них постоянное пребывание с взрослыми становилось школой жизни. На годекане (ким) они садились в стороне от старших, но они могли слушать беседы стариков, легенды и предания о своём селе, народе, учились житейским правилам и обычаям. Воспитанием девочек занимались матери и сёстры. Считалось, что в 11-12 лет девочка выходит из детского возраста, что отмечалось обрядом заплетения кос: на девочку надевали новое платье, и её головным убором становилось шуткьу, головной мешок, полностью скрывающий волосы. К одежде прибавлялись украшения: серьги, брошки, браслеты, бусы, пояса (камари). Особое значение придавали воспитанию в девушке нравственных качеств, под которыми понималось строгое соблюдение обычаев, скромность, терпение, послушание и покорность старшим в семье, а в будущем – мужу. В 15-16-летнем девушку считали вполне подготовленной к замужеству и самостоятельному ведению хозяйства… Остаётся только сожалеть о тех временах, когда эта воспитательная система воспринималась как норма, была образом жизни. Размеренную степенную жизнь наших предков поглотила суета, сменились ценности. Мы все куда-то спешим, и для детей у нас не находится времени. Выдавшиеся свободные совместные часы мы посвящаем учёбе, развлечениям, редко – духовному общению. Хоть мы и дагестанцы, но каждый из нас выходец своего народа; у нас немало общего в обычаях и традициях, но есть и то, что отличает одну народность от другой. Книги серии «Детям – о народах Дагестана» призваны рассказать об истории, культуре и традициях каждого дагестанского народа. Мы привели отрывок из книги «Лезгины. История, культура и традиции». Приобрести её можно в салоне книги издательского дома «Эпоха», что на ул. Коркмасова, 13 «а». Добро пожаловать!
|