На главную
Последние поступления
Фотогалерея
Журналы
Наши книги
Контакты
Интернет-магазин
Купить вне Дагестана
Благотворительные издания
Книга отзывов
Блог





Все новости
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
01.12.2017

ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»

Аполлон Руновский, будучи приставом при имаме Шамиле в Калуге (1859–1862 гг.), оставил в своём дневнике интересную запись о короне Надир-шаха.

«По словам Шамиля, лет сто двадцать или сто тридцать тому назад Кавказ подвергся вместе с Грузией нашествию шаха Надира. Разорив на пути своём в Дагестан весь край, по которому проходил, шах Надир явился, наконец, на Турчидаг для покорения этого края. Но вместо ожидаемой покорности, он был разбит горцами наголову. Потеряв большую часть войска, весь обоз и казну, шах Надир мог спастись сам, только обратившись в простого воина. В этот момент, когда окончательное поражение его сделалось очевидным, шах Надир сбросил с себя корону и, пересаживаясь со своей лошади на другую, провозгласил: «Да будет проклят тот из моих потомков, кто вздумает ещё когда-нибудь придти в эти страшные места!»

И корона и седло были осыпаны драгоценными камнями. Остов короны был из железа, наружная оболочка серебряная, литая со многими золотыми украшениями, служившими оправой для камней. Общий вид короны напоминал католическую митру. Вокруг широкого конца короны был золотой обод шириной немного меньше ладони. На нём была надпись – стих из Корана: «Мы даровали тебе победу. Бог простит тебе твои грехи, прежние и будущие. Он прольёт на тебя мудрость Свою. Он наставит тебя на путь истинный. Он твой помощник». Над этой надписью красовались два больших изумруда, пускавшие от себя наискось по одному перу из золота. Выше их, как раз посреди короны, был третий изумруд с таким же пером, но только вставленным вертикально. Продолжением этого пера за верхнюю оконечность короны служило тоже перо, только из бриллиантов.

В таком виде знал Шамиль корону, так же и седло ещё задолго до вступления своего в звание имама. В глазах горцев вещи эти не имели, по-видимому, большого значения, потому что слишком часто переходили из рук в руки как подарки или как предметы мены или купли. В этих странствиях они постоянно лишались своих украшений; и, наконец, когда Шамиль, сделавшись имамом, приказал разыскать их и купил у последнего их владельца, то они достались ему в совершенно истерзанном виде: большая половина драгоценностей была вынута без пособия каких-либо инструментов, кроме кинжала или топора. Осталось в целости одно бриллиантовое перо, которое Шамиль заблагорассудил тоже отделить от короны и вместе с нею хранил очень тщательно как трофей, составляющий славу Дагестана. За всем тем трофей Дагестана продолжал терять свою материальную ценность под руками жён и дочерей Шамиля, которые, пользуясь отлучками его из Дарго, вынимали понемногу камни для украшения своих нарядов. С сожалением говоря об этом, Шамиль приписывает такое варварство несовершенству женской натуры. Наконец, корона и седло в числе прочего имущества Шамиля попали в руки горцев при разграблении транспорта, следовавшего из Ведена в Гуниб».

Эта запись приведена в книге Хаджи Мурада Доного «По тропам столетий». Автор попытался осветить истинную историю Дагестана и его народов, выполняя свой гражданский долг, как завещал в далёком 1917 году Зайналабидин Батырмурзаев: «Если мы хотим возвыситься, то должны искать и найти потерянную свою историю! Я один не сумею составить историю Дагестана, которая похоронена в грязи, на которую насыпали кровавую землю и у которой потекли печальные слёзы. Это является долгом, который следует выполнить просветителям, болеющим за Дагестан».

Приобрести книгу Хаджи Мурада Доного «По тропам столетий» можно в салоне книги издательского дома «Эпоха», находящегося на ул. Коркмасова, 13 «а».

Добро пожаловать!  

 
ПОЗИТИВ
30.11.2017

НОВЕНЬКАЯ

Однажды профессор на одной из лекций представил нам новенькую. В этот момент я почувствовала лёгкое прикосновение к своему плечу. Оглянувшись, я увидела маленькую, сухонькую старушку, улыбающуюся мне так открыто, что невольно улыбка озарила и моё лицо.

— Привет, красавица, меня зовут Роза и мне 87 лет, — сказала она. — Могу я присесть рядом?

Я заулыбалась и подвинулась, чтобы уступить ей место.

— Конечно, присаживайтесь. Могу я узнать, что привело Вас в университет в столь невинном возрасте? — мне вдруг захотелось шутить.

— Я здесь, чтобы встретить богатого мужа и нарожать ему кучу детей, — подмигнув мне, парировала старушка.

— А если серьёзно?

Роза нравилась мне всё больше и больше. Меня заинтересовали мотивы появления здесь этой весьма пожилой женщины.

— А если серьёзно… Я всегда хотела получить высшее образование, и вот я здесь, — ответила Роза.

После лекций мы отправились в студенческую столовую и вместе пообедали. С этого дня мы на протяжении трёх месяцев обедали вместе. Роза стала душой компании почти всех студенческих тусовок. Все студенты охотно общались с ней, ни разу не высказав своей неприязни.

В конце семестра мы пригласили её произнести речь на выпускном вечере. Когда она шла к трибуне, листки со шпаргалками выпали из её рук. Смутившись, Роза попыталась подобрать их, но собрала далеко не все листочки.

— Прошу прощения, я стала такой рассеянной. Ради мужа я бросила пить пиво, поэтому от виски я пьянею значительно быстрее, — пошутила она. — Я уже не соберу шпаргалки, поэтому позвольте просто сказать мне, что я думаю.

Пока затихал смех, она прокашлялась и начала свою речь:

— Мы не перестаём играть, потому что мы взрослеем. Мы взрослеем, потому что перестаём играть. Есть всего лишь несколько составляющих Вашего успеха, молодости и счастья. Вы должны улыбаться и каждый день находить что-то смешное в жизни. Вам необходима мечта. Когда Вы перестаёте мечтать — Вы умираете. Вокруг нас столько людей, которые мертвы, и они даже не догадываются об этом! Есть огромная разница между старением и взрослением. Если Вам 19 лет, и Вы целый год будете валяться на диване и ничего не делать — Вам станет 20. Если я проваляюсь на диване целый год, и ничего не буду делать, — мне исполнится 88. Нет ничего сложного в том, чтобы стать старше. Нам не нужен талант или дар для того, чтобы постареть. Дар в том, чтобы открыть новые возможности для себя в переменах. Не жалейте ни о чём! Старые люди обычно не сожалеют о сделанном, они скорбят о том, чего не успели сделать. Боятся смерти только те, в ком есть много сожаления.

Закончив свою речь фразой «с уважением, Роза», старушка вернулась на своё место. Мы все молчали, переваривая услышанное.

Через год Роза получила высшее образование, о котором она так долго мечтала. А ещё через неделю она тихо умерла во сне. Более двух тысяч студентов пришли на её похороны, в память о том, что эта маленькая светлая женщина научила их быть теми, кем они могут и хотят быть.

Запомните: старение — неизбежно. Взросление — выборочно. (Автор неизвестен)

 
ТРИУМФ ГЛУПОСТИ
29.11.2017

Что не дано, то не дано!

Не тщись быть мудрым, знай одно:

Признавший сам себя глупцом

Считаться вправе мудрецом,

А кто твердит, что он мудрец,

Тот именно и есть глупец.

(Брант Себастьян)

 
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
29.11.2017

Я спросил у Абуталиба, как случилось, что он, умеющий играть на всех дагестанских инструментах: и на зурне, и на свирели, и на кумузе, и на лале, умеющий обращаться и с бубном, – совсем не играет на чагане. Ведь чаган – любимый инструмент горцев.

Абуталиб рассказал:

В юности я играл на чагане, но потом бросил. Вот как было дело. Однажды в нашем ауле поселился чужой человек. Он приехал из Аварии, спасаясь от кровной мести. Поселился он, конечно, на краю села, на отшибе, и, как видно, сильно страдал. Люди к нему не ходили, и он тоже ни к кому не ходил. Так и жил в одиночестве. Я тогда уже знал немного по-аварски.

Я решил проведать беднягу, ободрить его и утешить. С собой я захватил чаган. Отверженный сидел около очага, в котором горела солома. Пожалуй, не солома ли варилась и в котелке. Я сыграл на чагане несколько песен. Аварец сидел и слушал. Потом он взял вдруг у меня инструмент, настроил на свой лад и заиграл. Он играл так, что до сих пор я не могу забыть его игры. Чаган рыдал в его руках, как женщина, полная скорби. Там было всё: и скорбь, и любовь, и мольба, и обида, и тоска, и надежда, и боль, ужасная боль. Огонь едва горел, а мы сидели и оба плакали под звуки чагана. Я оставил ему свой инструмент и ушел домой.

Мелодии горестного горца долго звучали в моих ушах. Часто я бродил вокруг его сакли, чтобы хоть издали послушать необыкновенную музыку. Наконец, я сделал вот что: я поехал в его Аварию, нашёл его кровников и привёз в свой аул. Я привёл их к сакле музыканта и заставил слушать, как он играет. Три дня мы ходили под окна сакли и слушали. На четвёртый переступили порог.

«Мы тебя прощаем, – сказали кровники музыканту. – Собирайся, поедешь с нами домой».

Вот что такое музыка. Уезжая, он хотел возвратить мне чаган, но я не взял. Я понял, что так, как играет он, мне не сыграть никогда. А музыка, как и стихи, вещь такая: или делай хорошо, или не делай совсем. Вот почему я не играю на чагане.

Эта трогательная история взята из книги «Абуталиб сказал… а записал Расул Гамзатов», выпущенной в серии «Литературный Дагестан». Если бы Абуталиб был грамотным и умел писать, мы имели бы удовольствие наслаждаться не одним томом его притч, стихов и новелл… Но даже этот небольшой томик стоит того, чтобы быть в каждом доме.

Приобрести книгу Абуталиба Гафурова «Абуталиб сказал… а записал Расул Гамзатов» можно в салоне издательского дома «Эпоха». Адрес салона: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а».

 
ЗОЛОТЫЕ СЛОВА
28.11.2017

Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей. (Неизвестный автор)

 
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
28.11.2017

ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»

 

ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ С МАМОЙ

 

Её лицо изрыто морщинами глубокими –

По ним, по ним когда-то бурлила жизнь потоками.

А волосы на темени – травинками качаются,

Такой трава становится, когда пожар кончается.

 

Опущенные веки она поднять не в силах –

Старается, бедняжка, но тяжкий холод – в жилах.

Шепнуть мне что-то хочет, пока я жив и молод,

Но губ разнять не может – такой сжимает холод.

 

Твои худые руки в моих ладонях, мама –

Как два листочка в глуби широкого кармана,

Как два листка опавших, прозрачных, лёгких, чистых,

Как в крапинках, в прожилках два листика пятнистых.

 

Стою у изголовья. Вокруг прозрачной мамы

Висят сынов портреты – струится скорбь за рамы.

Но мама их не видит… И вот глядят из тени

Очки, которых мама уж больше не наденет.

(Расул Гамзатов)

 

Сегодня Россия отмечает День матери. Желаем всем мамам здоровья, заботливых и любящих детей. Книги Р. Гамзатова можно приобрести в салоне издательского дома «Эпоха», что на ул. Коркмасова, 13 «а».

Добро пожаловать!

 
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
27.11.2017

Вот-вот должна была состояться свадьба Юсуфа и нелюбимой девушки.

И вдруг накануне к юноше прибежала другая — ну прямо картинка — по имени  Умукусюм.

— Только на ней женюсь! — объявил сын отцу.

А тот — Юсуфу:

— Чего ты такой, непохожий на других? Как же нам быть с твоей невестой?

Сын на эти слова отвечал так:

— Мусульманская религия допускает четырёх жён. Раз ты настаиваешь — у меня их будет две.

По этому поводу обратились к невесте. Та заартачилась: «Войду в дом Юсуфа, если он прогонит бесстыжую». Эти слова будто кипятком ошпарили отца жениха. Он велел ей передать, что если она будет брыкаться, то по шариату женит Юсуфа ещё на двух красавицах, а не на таких, как она!

С тех пор дурнушка молча переносила всё, что бы в доме ни происходило, понимая, что состязаться с красотой — всё равно что биться головой о стенку.

У Юсуфа и Умукусюм родились девять детей. Жили все они в счастье и благополучии. Иногда Юсуф думал: «Как бы сложилась моя судьба, если бы в один прекрасный день ко мне не прибежала моя любовь — Умукусюм?»

Дальше события развивались в соответствии с поговоркой: как бы ни был сладок мёд, но и он в конце концов надоедает.

Дурнушка вначале была кем-то вроде прислуги в доме счастливцев. Иногда Юсуф уединялся с нею, чтобы выполнить супружеский долг. И это так начало ему нравиться, что он зачастил к ней, пока в доме не произошёл грандиозный скандал.

Тогда по требованию Умукусюм соперницу сплавили к родителям. Но это ещё больше разожгло чувства Юсуфа, и он стал тайком встречаться с изгнанницей. Такое положение Умукусюм вынуждена была терпеть до самой своей смерти.

Она не знала, что счастье, даже самое большое, скоротечно.

Эту и другие удивительные истории о горянках можно прочитать в книге Булача Гаджиева «Дочери Дагестана». Булач Гаджиев был талантливым рассказчиком, в его устах изложение любого события из прошлого нашей республики, любая история звучали как сказка. Он писал так же красноречиво, как и говорил, поэтому его книги читаются легко.

Добро пожаловать в салон книги «Эпоха», что на ул. Коркмасова, 13 «а». 

 
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
24.11.2017

Окончивший ещё до революции факультет медицины Берлинского университета Радченко в период гражданской войны потерял родителей и решил поехать куда-нибудь на окраину страны, чтобы сполна выполнить свой врачебный долг.

Рассказывают, что был Семён Максимович человеком скромным, общительным по характеру и пунктуальным как доктор и, естественно, в любом согратлинском доме встречали его радушно, как самого близкого друга. Оказывается, покинул он однажды ставший сердцу родным аул, не поладив с каким-то администратором из райцентра. Ему сразу предоставили в Махачкале высокооплачиваемую работу. Дали квартиру. Но как-то неожиданно вызывает нарком здравоохранения Дагестана:

– Требуют, Семён Максимович, согратлинцы вернуть вас в их село. Обидчику они, видно, преподали урок. Но вы сами вольны решать, вернуться или нет.

Радченко поинтересовался, на самом ли деле джамаат требует его возвращения или это чиновничья уловка. Узнав, что заинтересовано всё село, решительно сказал: «Я обязан покориться воле джамаата». Согратль называл он своей второй родиной и однажды, находясь в командировке во время страшной эпидемии сыпного тифа в Чародинском районе, предупредил: «Если меня не станет, повезите в Согратль. Где хоронить – знает директор школы Махатилов».

В конце 1940 года Радченко отправился на поиски родственников, надеясь хоть кого-то найти. В письмах сообщал, что ему снится аул, мечтает скорее вернуться. Потом началась война… Оборвалась связь навсегда с добрым человеком. Мраморная плита в саду больницы – это дань памяти человеку, которого согратлинцы считают своим односельчанином. На плите начертаны слова: «Доктору и Человеку Семёну Максимовичу Радченко от благодарных сельчан за большие заслуги в охране здоровья. В 1924–1940 годах работал в Согратле. Мечтал вернуться в село».

О докторе Радченко поведал в своей книге «Сияние Черной реки» Магомед Абигасанов. Дагестан своей второй родиной – не «по принуждению» – считали многие специалисты, приехавшие когда-то в этот суровый горный край и не захотевшие покинуть его. Здесь они пустили свои корни, обрели последний приют.

Приобрести книгу «Сияние Чёрной реки» можно в салоне издательского дома «Эпоха», что на ул. Коркмасова, 13 «а».

Добро пожаловать в салон книги «Эпоха»! 

 
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
23.11.2017

Первую фотографию имама Шамиля сделал в 1859 году в Чир-Юрте большой любитель и пропагандист фотографий граф Иван Григорьевич Ностиц. В ту пору фотографировать можно было только в солнечную и безветренную погоду, и только на открытом воздухе. Но сильный ветер мешал графу Ностицу осуществить идею. Имам вместе с сопровождающими должен был отбыть со дня на день в дальнюю дорогу, но, поскольку вся одежда Шамиля пришла в негодность, были вызваны лучшие портные со всего Дагестана. Пока шили новую одежду, Шамиль продолжить путь не мог. В последний день пребывания имама в Чир-Юрте ветер стих, ему через переводчиков объяснили, что хотят сделать его портрет. Шамиль плохо понимал, что от него требуется,  но отказать графу Ностицу – добродушному и приветливому хозяину дома, в котором он прожил последние несколько дней, не мог.

Фотопортрет получился далеко не с первого раза, но в итоге именно он стал первым достоверным изображением имама Шамиля. Когда съёмка была закончена, Шамиля пригласили в лабораторию. Он был сильно поражён, когда его изображение постепенно стало проявляться на пластине, хотя и старался не показывать своих чувств.

Позднее портрет был размножен и в таком виде распространён на Кавказе. Все средства от продажи фотопортрета имама Шамиля граф Ностиц пожертвовал в пользу раненых нижних чинов, вдов и сирот 44-го Нижегородского полка.

Эта небольшая информация дана к фотографии Шамиля в книге «Дагестан в фотографиях. Мгновения истории» Ш. Микаилова. В книге, а это скорее фотоальбом, представлены фотографии, датированные шестидесятыми годами XIX века, отснятые по личному указанию князя Барятинского офицерам Кавказского военного округа; сюда же вошли авторские работы грузинов Роинашвили  и Абуладзе, а также более поздние фотографии мастеров советской эпохи. Особенная ценность альбома в том, что все изображения в нём чёрно-белые.

Приобрести книгу Ш. Микаилова «Дагестан в фотографиях. Мгновения истории» можно в салоне издательского дома «Эпоха», по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а».

P.S. Остаётся добавить, что дальний путь, предстоявший имаму Шамилю, лежал в Россию – в качестве пленника. Подробно прочитать об этом можно в книге Хаджи Мурада Доного «Имам Шамиль. Последний путь». Её тоже можно приобрести в нашем салоне.

 
НЕОПРОВЕРЖИМО
22.11.2017

Если бы мы не могли смеяться, то, наверное, сошли бы с ума (Р. Форст).

 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>

Всего 51 - 60 из 1088
Новости
Поздравляем Рашидат Халидову – доктора филологических наук, с выходом в свет книги «Каратинские сказки». Это первый итог её работы по сбору и фиксации произведений устного народного творчества малочисленного этноса андийской языковой подгруппы – карантинцев. Красочно иллюстрированная книга «Каратинские сказки» знакомит маленьких читателей с богатым фольклорным творчеством, наполненным волшебством и мудростью жителей гор. Каждая сказка заканчивается поговоркой-поучением и к каждой из них дан перевод на русский язык, что делает её интересной и для русскоязычного читателя, давая ему возможность узнать о характере, обычаях и традициях каратинцев. Предназначена, прежде всего, для носителей бесписьменного каратинского языка. Также может быть использована лингвистами и фольклористами, изучающими язык, быт и культуру каратинцев. Напоминаем, что салон книги издательского дома «Эпоха» находится на ул. Коркмасова, 13 «а». Мы всегда рады посетителям. Добро пожаловать!
12 Февраль 2018
Copyright © ООО "ИД "Эпоха" 2005 г.
Вход для администратора