На главную
Последние поступления
Фотогалерея
Журналы
Наши книги
Контакты
Интернет-магазин
Купить вне Дагестана
Благотворительные издания
Книга отзывов
Блог





Все новости
ПАДАЕТ СНЕГ
08.12.2017

Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат...

А по дороге идёт человек,

И губы его дрожат.

 

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека – обида и боль,

В зрачках два чёрных тревожных флажка

Выбросила тоска.

 

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то ещё другой.

 

Случись катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «скорая помощь» тоже.

 

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идёт человек

И губы его дрожат?

 

А если в глазах у него тоска –

Два горьких чёрных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

 

И разве тут может в расчёт идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

 

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идёт человек,

И снег ему кажется чёрным...

 

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

 

(Эдуард Асадов)

 

 
НЕПРЕЛОЖНАЯ ИСТИНА
07.12.2017

Легко гордиться прошлым своего народа, которое ты не создавал; сложнее соответствовать этому великому прошлому.

 
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
07.12.2017

В те времена на бульваре Тампль можно было часто встретить мальчика лет  одиннадцати-двенадцати, настоящего гамена. На нём были длинные мужские штаны и женская кофта. Но штаны были не отцовские, а кофта не материнская. Чужие люди из жалости одели его в эти лохмотья.

А были у него и отец и мать. Но отец о нём не заботился, а мать его не любила, так что его смело можно было назвать сиротой.

Привольно он чувствовал себя только на улице. Это был бледный и болезненный мальчик, но проворный, ловкий, смышлёный и большой шутник. Он постоянно был в движении: бродил, распевая песенки, по улицам, рылся в сточных канавах, воровал понемножку, но легко и весело, как воруют кошки или воробышки, смеялся, когда его называли шалопаем, и сердился, когда его обзывали бродягой.

У него не было ни крова, ни хлеба, некому было пригреть и приласкать его, но он не тужил. Однако, как ни был он заброшен, ему всё-таки иногда приходило в голову: «Пойду повидаю мать». Он расставался с привычными местами, с шумными площадями, бульварами, спускался к набережным, переходил мосты и, в конце концов, добирался до предместья, населённого беднотой.

Там, в убогой лачуге, жила семья весёлого мальчугана. Он приходил, видел вокруг горе и нищету, но что печальнее всего – он не видел здесь ни одной приветливой улыбки; холоден был пустой очаг, и холодны были сердца.

Когда он появлялся, его спрашивали: «Откуда ты?» Он отвечал: «С улицы». Когда он уходил, его спрашивали: «Куда ты?» – «На улицу», – отвечал он. А мать кричала ему вслед: «И что тебе здесь было нужно?»

Мальчик жил, не видя любви и заботы, точно бесцветная травка, которая растёт в погребах. Он не страдал от этого и никого не винил. Он даже не знал точно, какие должны быть отец и мать.

Мы позабыли сказать, что на бульваре Тампль этого гамена прозвали Гаврош.

Пусть читателя не удивляет, что рассказ о Гавроше — герое французского классика Виктора Гюго, мы включили в «Сокровищницу «Эпохи». Таких, как Гаврош — сотни, а может и тысячи, один из них – Каменный мальчик из лезгинского эпоса. Это дети с большим сердцем и чистой душой, не склонившиеся перед врагом и не пожалевшие своей жизни ради светлого будущего. Они стали символами бесстрашия и свободы. Мальчикам и девочкам будут интересны эти рассказы, они многому научат.

Приобрести книгу «Сердце Героя» можно в салоне книги издательского дома «Эпоха». Добро пожаловать на ул. Коркмасова, 13 «а»!

 
ЗАВЕЩАНИЕ
06.12.2017

Дети мои! Сыновья, кровинки мои, прошу вас, когда я уйду с этой прекрасной земли в землю, никогда не слушайте песню «Мамины глаза». Я знаю: вы и так не забудете мои глаза; ведь с такой любовью и гордостью на вас уже никто смотреть не будет. (Фазу Алиева)

 
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
06.12.2017

…Когда я впервые услышала песню Тамары Гвердцители «Мамины глаза», мне стало плохо: именно так, как пела певица, светились голубовато-зелёные, чуть навыкате глаза моей мамы. Больше слушать эту песню я не могла, я уходила во двор и в одиночестве вспоминала мамину трагическую жизнь.

Как-то я получила пригласительный билет на концерт Тамары Гвердцители, но отдала его невестке и пошла гулять в парк.

Вдруг меня окликнули соседи Рамазан и его жена Джарият.

– Ты чего на концерт не идёшь?

– Я в Москве была на её концерте, очень хорошо поёт! – коротко ответила я и пошла дальше.

Наш дом на улице Гаджиева, 3, наверное, особый дом. Там живут доброжелательные, щедрые душой люди. Моими соседями были Хаппалаевы. Это была примерная, трудолюбивая семья, где царила жёсткая дисциплина – слово отца или матери обжалованию не подлежало. Здесь был культ честности, порядочности, культ знаний, интеллигентности. Все дети учились «на отлично», и даже в то время, когда никакая опасность никому не угрожала, был у них свой семейный закон: в восемь часов вечера все сыновья должны были быть дома, а единственная дочка Ажай – сразу после уроков.

Юсуп Рамазанович Хаппалаев – известный и любимый всеми читателями поэт – был малословный, мудрый человек; он говорил редко, но каждое его слово доходило до глубины сердца. Когда меня терзали завистники, я просто заходила к ним, молча садилась на диван. Он сразу всё чувствовал и, обняв меня, говорил: «Сестра, запомни навсегда: на дерево, которое не даёт плодов, камни не бросают».

Юсуп души не чаял в своей жене Шамсият, она была учителем, преподавала физику в школе. Юсуп Рамазанович называл её Шамси. Она очень вкусно готовила; как правило, в воскресенье с утра сообщала нам: «Сегодня не готовьте обед, я делаю хинкал!» Делала она его очень долго, тщательно, хинкалики – маленькие ракушки, одна в одну, как бусинки, и подлива была особая.

Никогда мы не слышали, что дети ей в чём-то перечили, они всегда слушали и выполняли все требования родителей. Их истинно нравственный стержень проявился, когда Шамсият заболела. Все дети приходили с самого утра и сидели рядом, держали её руки. Когда Шамсият не стало, они, взрослые сыновья, плакали. Я их обнимала, рыдая, говорила утешительные слова – и те, которые принято у нас говорить в горах, и многие другие, которые подсказывало моё сердце, тронутое красотой сыновней любви и сыновнего горя…

На концерт Тамары Гвердцители звал меня Рамазан, старший сын Шамсият. А на другое утро мне сообщили, что он умер. Поверить в это было невозможно. Жена Рамазана рассказывала потом, что с начала до конца песни «Мамины глаза» он плакал… Я не знаю, какой диагноз поставили врачи: «Любовь к матери» или «Сила искусства», но мне кажется, что он просто не выдержал наплыва чувств.

Дети мои! Сыновья, кровинки мои, прошу вас, когда я уйду с этой прекрасной земли в землю, никогда не слушайте песню «Мамины глаза». Я знаю: вы и так не забудете мои глаза; ведь с такой любовью и гордостью на вас уже никто смотреть не будет.

 

Вчера Фазу Гамзатовне Алиевой – народной поэтессе Дагестана, исполнилось бы 85 лет. Её не стало 1 января 2016 года, но жизнь талантливой и мудрой горянки, снискавшей признание во всём мире, продолжается в её творческом наследии  – в книгах, которые по-прежнему востребованы. Они притягивают к себе искренностью, добротой, открытостью, вековой мудростью, дарят позитивную ауру.

Мы привели один из очерков из книги «Цена добра» Фазу Алиевой. Эту книгу, а также книги «Рай под ногами матерей», сборник лучших поэм «Вечный огонь» можно приобрести в салоне книги издательского дома «Эпоха», что на Коркмасова, 13 «а».

Добро пожаловать! Мы рады всем любителям книги!

 

 
МУДРЫЕ СЛОВА
05.12.2017

Нет царя, что не произошёл бы от раба, и нет раба не царского рода. (Сенека)

 
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
05.12.2017

В горах среди аварцев считалось необычным, когда кто-либо женился по любви без обручения с малых лет. Дети должны были выполнить волю родителей в вопросах женитьбы.

Родители старались найти невесту для своего сына ещё тогда, когда он лежал в люльке, и лишь в крайнем случае не позже того времени, когда сыну исполнялось 10–12 лет.

Родители дочерей сами никогда не искали женихов для них, это считалось недостойным. Обычно отец жениха или ближайший родственник его ходили к отцу невесты, а если нет отца, – к ближайшему родственнику по отцовской линии и изъявляли желание обручить сына с их дочерью. Сразу на обручение дочери родители не давали согласия, хотя они очень ждали такого обручения. Они отвечали, что посоветуются со старейшинами тухума, а потом решат. Когда второй раз приходил представитель со стороны жениха, ему определённо отвечали или да, или нет.

При решении этого вопроса основное значение имело имущественное положение сторон: если жених равного состояния или выше, то обручение могло состояться, а если он беднее, чем девушка. То, как правило, получал отказ.

Кроме имущественного положения серьёзную роль играла и сословная принадлежность жениха: если его родители или один из его родителей даже в 7–10 поколении являлись рабами, то с ним не обручали свою дочь родители из свободных сословий. Надо отметить, что женитьба юноши на девушке приниженного сословия не считалась в такой сильной степени позором, как выдача дочери замуж за представителя того сословия.

Если обручение состоялось, то ни жених, ни невеста по достижении зрелого возраста не имели права нарушить обручальный договор, даже если они друг друга и не любили. На этой почве немало девушек кончало жизнь самоубийством: чтобы не выходить замуж за нелюбимого человека, они бросались с высоких скал, бросались в бурные реки, отдавая своё тело на произвол бушующих волн диких горных рек; иногда обливали себя керосином и сжигали; вешались редко.

Юноша уходил из аула, и старательные родители навсегда лишались его, так ка он не давал о себе знать.

Если обручённая девушка выходила замуж за другого, это считалось большим позором для обручённого, и он должен был в качестве мести отрезать её косы, или снять с неё головной платок или одежду, или убить того, кто на ней женился. В противном случае для него не было жизни среди общества, его считали трусом. На этой почве часто происходили убийства, в результате чего возникала кровная вражда. Горская пословица гласить, что вражда, возникшая из-за женщины, никогда не кончается (вернее, кровь, пролитая из-за женщины, никогда не остывает).

Этот вредный обычай ещё окончательно не изжит, он даёт о себе знать и по сей день.

Если девушка осталась необручённой до совершеннолетия, то даже родная мать упрекала её, что на неё нет спроса, нет покупателя. Такая девушка не ценилась, что доставляло ей тяжёлые переживания. Нередки были случаи, когда после подобных упрёков, особенно со стороны мачехи, девушка кончала жизнь самоубийством…

Этот обряд обручения давно уже изжит, о нём нам могут рассказать разве что наши бабушки, слышавшие разные душещипательные, порой трагические, истории из уст своих бабушек. А ещё прочитать о прошлой жизни, обычаях и адатах горцев можно в книге «Законы вольных обществ Дагестана XVIIXIX вв.», составленной и собранной по архивным материалам историком Хаджи-Мурадом Хашаевым. Почитайте. Многие положения сегодня могут показаться нелепыми. Но таковы были законы обществ, их придерживались и неукоснительно соблюдали.

Приобрести книгу «Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв.» можно в салоне книги издательского дома «Эпоха».

Добро пожаловать на ул. Коркмасова, 13 «а».

 
ОТКРЫТИЕ ДНЯ
04.12.2017

Мне кажется, Всевышний снисходительней, чем многие из наших мулл… (Жанна Абуева)

 
НОВИНКА!!!
04.12.2017

В издательском доме «Эпоха» вышел сборник стихов «Молитва». Это уже двадцатая книга в копилке поэта, писателя и публициста Абуевой Нажабат (Жанны) Надыровны.

Каждый новый сборник как новая веха в преодолении, движении вперёд. В молодости человека вдохновляют любовь, страсти… С возрастом же, получив опыт жизни в страстях, сделав выводы, познав и приняв себя, человек переходит от страстей к духовности, поднимается к более гармоничной жизни, становится мудрым и смиренным перед испытаниями Всевышнего. Именно к такому периоду можно отнести книгу Жанны Абуевой «Молитва» (Благодарю Тебя, Всевышний, за покой, за мир и свет, даруемый Тобой…)

 

…Как часто в повседневной суете

Себя мы тешим собственной гордыней,

Воображая, что в своей судьбе

Мы царствуем… А царства нет в помине.

 

Уж кажется, что нам подвластно всё,

В воображенье мним себя богами,

Спешим вперёд… Но рок подул в лицо –

И ускользает почва под ногами…

 

Приобрести сборник стихов Жанны Абуевой «Молитва» можно в салоне книги издательского дома «Эпоха». Мы находимся в центре города – на ул. Коркмасова, 13 «а».

Добро пожаловать! 

 
ПОГОВОРКА
01.12.2017
«Если шах сошёл с ума, пусть идёт войной на Дагестан». 
 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>

Всего 41 - 50 из 1088
Новости
Поздравляем Рашидат Халидову – доктора филологических наук, с выходом в свет книги «Каратинские сказки». Это первый итог её работы по сбору и фиксации произведений устного народного творчества малочисленного этноса андийской языковой подгруппы – карантинцев. Красочно иллюстрированная книга «Каратинские сказки» знакомит маленьких читателей с богатым фольклорным творчеством, наполненным волшебством и мудростью жителей гор. Каждая сказка заканчивается поговоркой-поучением и к каждой из них дан перевод на русский язык, что делает её интересной и для русскоязычного читателя, давая ему возможность узнать о характере, обычаях и традициях каратинцев. Предназначена, прежде всего, для носителей бесписьменного каратинского языка. Также может быть использована лингвистами и фольклористами, изучающими язык, быт и культуру каратинцев. Напоминаем, что салон книги издательского дома «Эпоха» находится на ул. Коркмасова, 13 «а». Мы всегда рады посетителям. Добро пожаловать!
12 Февраль 2018
Copyright © ООО "ИД "Эпоха" 2005 г.
Вход для администратора