На главную
Последние поступления
Фотогалерея
Журналы
Наши книги
Контакты
Интернет-магазин
Купить вне Дагестана
Благотворительные издания
Книга отзывов
Блог





Все новости
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
20.04.2018

 

В долгие зимние вечера, чтобы скоротать тёмное время суток, горцы в прошлом собирались в одном из домов. Каждый приносил с собою кизяк или полено. Женщины, кроме рукоделия, приносили продукты: тыкву, картофель или горох. Пока варилась пища, при свете керосиновой лампы, а ещё раньше – при свете факела из лучины соснового дерева вязали носки, варежки, чесали шерсть, пряли из неё нити, чинили одежду, обувь. На посиделки приглашали искусного рассказчика-сказочника. Одна посиделка иногда длилась несколько вечеров подряд.

Сказочник, как артист, то изменял голос, имитируя персонажей сказки, то делал страшное лицо, рассказывая про аждаху, сидящего у родника и не подпускающего никого к воде, – пока ему не приведут дочь царя, хана, то смеялся, рассказывая о забавных приключениях балагура, шутника Моллы Насреддина.

Кроме того, на посиделках пели песни, загадывали загадки на сообразительность, которые хором пытались отгадать все присутствующие. К примеру, одна из них. Двое братьев дерутся с большим шумом. Двоюродный брат бьёт их палкой, чтобы разнять. А троюродные братья, пытаясь разнять их, попадают между ними и погибают. Что это такое? Сейчас трудно отгадать эту загадку. А в прошлом, когда водяных мельниц было много, дети отгадывали её быстро…

Рассматривая красочные фотографии со смотров художественной самодеятельности, читая о традициях и обычаях народов Дагестана в книге «Народное творчество Дагестана», невольно ловишь себя на мысли: «Как же скучно мы сегодня живём!» В нас нет того задора, мы разучились радоваться, всякий коллективный праздник у нас превращается в обязаловку. Мы теряем свою самобытность. И свадьбы у нас проходят одинаково: обильные столы, открывающие рот под фанеру одни и те же мегазвёзды дагестанской эстрады, громкая безыскусная электронная музыка, рвущая перепонки...

То ли дело в прошлые времена! 85-летняя старушка рассказывала, что на свадьбе брата стёрла до дыр чарыки, а потом и вовсе танцевала босиком. Под звук зурны и барабана ноги сами неслись в пляс, и никакой усталости.

Листаешь книгу «Народное творчество Дагестана», подготовленную Домом народного творчества, и как будто слышишь зажигательную игру народных музыкальных инструментов – чистые, не опошлённые микрофоном, звуки врываются в тебя; и хочется танцевать, петь, ликовать и радоваться вместе с теми, кто изображён на фотографиях.  

Книгу, а вернее книги (их две – первая и вторая), «Народное творчество Дагестана» Э.С. Куниной, З.З. Сулеймановой и М.В. Мугадовой, можно приобрести в салоне книги издательский дом «Эпоха». Это своего рода фотоотчёт последних десятилетий со смотров, конкурсов, фестивалей, в которых участвовали самодеятельные коллективы районов Дагестана. Приходите к нам, полистайте эти книги, и, возможно, вы узнаете на фотографиях своих родных, знакомых – такое в нашем салоне уже случалось несколько раз, и тогда посетитель уходил с книгой…

Салон книги «Эпоха» легко найти: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»).

Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной.

Добро пожаловать!


 

 
***
19.04.2018

До 9 мая – Дня Великой Победы советского народа над фашистской Германией – осталось 20 дней.
 
НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
19.04.2018

Мы продолжаем обзор по страницам книг о Великой Отечественной войне, выпущенным в свет в издательском доме «Эпоха».

Прошу вас, люди,

И родных, и близких,

Знакомых

И незнакомых мне,

Увидев рядом контур обелиска,

Руль иль коня оставьте в стороне

И, спешившись,

Пройдите эти метры –

Наедине, в молчанье, не спеша.

Услышите вы, как гудит бессмертье,

Как снова ваша ощутит душа

Дыхание печали той высокой,

Которая полна мечтой одной,

Чтоб яблоки не падали до срока,

Не потрясали шар земной…

(Ф. Алиева. Поэма «Восхождение»)

***

«В горном ауле Хунзах жил простой труженик – чабан Муртаза. У него было семеро сыновей. Муртаза готовил их к мирному труду, но началась война, и четверо старших, в том числе несовершеннолетний Арип, ушли на фронт.

Трое из них воевали на польской земле, не зная, что находятся недалеко друг от друга. Двое погибли: Гамзат, защищая село Грушко… а Гаджияв погиб, защищая другое польское село, – Дембаво. Оба брата похоронены на польской земле. Семь раз, преклонив колени, я возлагала цветы на могилу Гамзата и столько же раз побывала  на месте последних боёв, где совершил он свой подвиг. Семье Муртазаевых я посвятила поэму «Восхождение», – читаем в предисловии к книге «Вечный огонь». Вышеприведённые строки взяты из этой поэмы.

В сборник народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой «Вечный огонь» вошли особенно дорогие сердцу автора поэмы. Это – «Восемнадцатая весна», посвящённая Герою Советского Союза Ахмеду Абдулмажидову. Это – «Вечный огонь», боль матерей, чьи сыновья стали неизвестными солдатами. Это – «Красные жаворонки», итог многолетней работы, три месяца из них – в архивах Бухенвальда. Это – «Хатынь» – плод посещения музея бывшей белорусской деревни Хатынь. Это – «Гора не боится града», о тяжёлой судьбе горского парня Шапи. Это – «Комиссар», о героях-афганцах, достойных своих отцов и дедов. И, наконец, поэма «Реквием» – о героях, наших современниках.

Приглашаем дагестанцев и гостей республики посетить салон книги издательского дома «Эпоха». Здесь вы найдёте немало книг, посвящённых трагическим, героическим событиям 1941–1945 гг. Среди них достойное место занимает и сборник лучших поэм народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой «Вечный огонь» (количество ограничено).

Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной.

Напоминаем наш адрес: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»).

Добро пожаловать!

 

 
***
17.04.2018

Война – это волк, и он может прийти и к вашей двери. (Бернард Шоу)

 
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
17.04.2018

Одним из немногих плюсов, которые принесла с собою пресловутая горбачёвская перестройка, стало открытие границ, в результате чего советские люди, наконец-то, получили возможность путешествовать по миру…

Мир мусульманского Востока был совершенно отличен от того, что ей довелось увидеть в Европе. Если Италия в своё время потрясла её изумительными видами и древними памятниками, архитектурой и искусством Средневековья и Возрождения, то в Сирии она вдруг наполнилась ощущением некой сопричастности к мусульманской культуре, ещё более охватившим её в Эмиратах.

Ей нравилось то, как одеты мусульманские женщины, и как кричат азан одновременно во всех мечетях города, и с каким благоговением почитают арабы Всевышнего, выстраивая свою жизнь и свои поведенческие нормы таким образом, чтобы Он был ими доволен. «Мы не можем совершать плохих поступков, – сказал Марьяше водитель туристического автобуса, с которым она разговорилась по пути в аэропорт. – Вы этого не увидите и не узнаете, но Аллах-то всё видит! А мы очень боимся Аллаха!»

Данное рассуждение поразило Марьяшу своей простой и одновременно высочайшей моралью, и она констатировала про себя с сожалением, что немногие из её соотечественников стали бы рассуждать подобным образом.

По возвращении домой она не раз обращалась в мыслях и беседах к тому, что видела у арабов. На ум пришли вдруг слова Киплинга о том, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и что вместе им не сойтись… (Жанна Абуева «Дагестанская сага». Книга 3).

К сожалению, той Сирии, которой восторгалась героиня Жанны Абуевой, уже нет. На её месте руины, в которых ищут убежище покалеченные душевно и физически сирийцы. Война за нефть, развязанная здесь Соединёнными Штатами, поглощает каждый день всё новые жертвы, в точечных бомбовых ударах  гибнут дети, женщины, старики…

Третья книга «Дагестанской саги» повествует о последствиях, связанных с так называемой горбачёвской перестройкой и ельцинской демократией. Приобрести её можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной.

Добро пожаловать!

 
***
16.04.2018

***

Родной очаг – это не абстрактный образ, а, прежде всего, то, за что люди идут на смерть ради сохранения его свободы, чести и достоинства! (Расул Гамзатов)

 
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ «ЭПОХИ»
16.04.2018

«Всё для горца имеет цену, но бесценна для него земля родная. Как-то ко мне пришла пожилая женщина, одетая в турецкий наряд. Это была грузинка, вышедшая ещё в молодости замуж за турка и прожившая в Стамбуле сорок лет. Причина её прихода была следующая: живя в Стамбуле, она была знакома с потомками Шамиля, знаменитого имама Дагестана и Чечни, по линии его младшего сына.

– Как они живут? – спросил я.

– Плохо.

– Отчего же?

– Оттого, что они потеряли Дагестан, оттого, что у них нет Родины. Узнав, что я возвращаюсь в СССР, они попросили меня побывать в родном ауле Шамиля, в местах, где он побывал, а также найти Вас. Они дали мне этот платок, чтобы завернули Вы в него немного дагестанской земли и послали им.

Я развернул платок. На нём арабской вязью было вышито «Шамиль». Хотя рассказ грузинки меня и растрогал, но я решил посоветоваться с горскими стариками.

– Стоит ли посылать нашу землю людям, которые предпочли чужбину родине? – спрашиваю у стариков.

– Другим не надо было бы посылать, но потомкам Шамиля пошли, – ответили старики.

Один из них принёс мне горсть земли из аула Шамиля, и мы завернули её в именной платок. Старик сказал:

– Пошли им нашу землю, но напиши, что каждая крупица её бесценна...

Эти строки взяты из книги-фотоальбома Расула Гамзатова «Очаг мой, Дагестан». Красочный, богато иллюстрированный альбом на русском и английском языках, разбавленный лучшими стихотворениями и поэмами народного поэта Дагестана, является вторым, дополненным изданием бестселлера 70-х годов ХХ века о Дагестане. Переизданная издательским домом «Эпоха», книга эта не утратила своей ценности. Её по-прежнему дарят друг другу как особую ценность, берут с собой в качестве официального подарка, просто оставляют на память.

Надеемся, что подарочное издание «Очаг мой, Дагестан» Расула Гамзатова заинтересует гостей и участников Чемпионата Европы по спортивной борьбе, которые съедутся в Дагестан в конце месяца.

Добро пожаловать в салон книги издательского дома «Эпоха».

Наш адрес: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»).

 
***
11.04.2018

До 9 мая – Дня Великой Победы советского народа над фашистской Германией – осталось 28 дней.

 
НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
11.04.2018

Мы продолжаем обзор по страницам книг о Великой Отечественной войне, выпущенным в свет в издательском доме «Эпоха».

… «Папочка, я глупая была, что не слушала тебя. Ведь здесь, на фронте, всё бы пригодилось мне, а сейчас приходится навёрстывать упущенное. Но ничего, кончится война, и я приеду не такая Клара – сорванец, как раньше, а совершенно закалённая  в боевых действиях».

«Папочка! Я работаю пока телефонисткой. Если бы ты знал, как мне не хочется быть здесь. Обещают направить в санинструктора. Вот тогда я буду счастлива».

«Папочка, теперь я уже разведчица. Как я рада, сколько об этом я мечтала. Завтра утром иду в разведку. Наконец, самая счастливая минута в моей жизни настала. Я буду стараться, верь, папочка, чтобы больше принести пользы нашей Родине».

3.XII.1943 г. «Папа, если бы ты знал, какое у меня горе: меня из разведки перевели в санроту… Ты, наверное, думаешь, что твоя дочь воюет, а они… сидит в санроте. На днях буду именинницей, исполняется 15 лет, а я ничем не смогу отметить день своего рождения».

5.XII.1943 г. «…А ко всему этому хотят отправить ещё в тыл.

Это я сегодня узнала. Папочка, скажи, за что они меня так обижают. Всё равно я не поеду в тыл, а буду находиться на передовой. Они думают, что если мне 15 лет, так я не могу приносить пользу Родине. Но я всё равно это докажу, понял?»

9.XII.1943 г. «Папочка, сегодня ухожу из санроты в свою разведку. Ой, сколько радости! Папа, сходи в горком комсомола и возьми там справку о том, что я у них вступила в комсомол, а то билет мой сгорел во время бомбёжки».  

В письме от 17.X.1944 г. она просит поздравить её с получением ордена Славы III степени и с представлением ещё к одной награде.

Кем только на войне этой девчонке не пришлось быть: разведчиком, санинструктором, телефонистом, артиллеристом. Она проникла в тыл противника и принесла важные сведения. Пятнадцатилетнюю разведчицу наградили медалью «За отвагу».

И вот ещё письмо: «Мне здесь не верят, что я 1928 г. рождения. Папочка, и ты не поверишь, не узнаешь меня… У меня появилось много седых волос. Быть на передовой – это не так просто».

Так шла жизнь Клары Солоненко, пока однажды на задании её тяжело не ранили в левое плечо. С трудом доползла она до своих. Попала в госпиталь. Вылечили. Не отпустили, сделали санитаркой.

То, что дальше произошло, граничит с мистикой и чудом. После дежурства она вышла во двор. Обратила внимание на женщину, которую несли на носилках. На гимнастёрке – орден Боевого Красного Знамени.

– Мама! – закричала Клара.

Они узнали друг друга. Я потороплю события. Когда Полина Лукьяновна выздоровела, то стала уговаривать дочь, чтобы та вернулась в Кизляр. Клара – наотрез. Тогда мать забрала дочь в свою часть.

Докладывая командиру полка, Полина Лукьяновна добавила: «Я не одна. Со мною дочь!»

– Такую семейственность я приветствую, – объявил комполка.

 Конечно, ни мать Клары, ни начальство не знали, какая беда ждёт девушку. Клару назначили санинструктором. В бою она, оказывая помощь раненым, заменила погибшего пулемётчика, но и сама была ранена…

Она выздоровела и снова увидела с матерью.

А 22 октября 1944 года девушка погибла… Бой шёл за высоту на польско-чехословацкой границе. Противник совершил артналёт на батарею, где служила Клара Солоненко. Она бросилась от одного раненого к другому, совершенно не думая о себе. Исполнила долг сестры милосердия. Осколок попал ей в голову. Кроме того, Клара была тяжело ранена в правую стопу, правое бедро, правое плечо с ожогом правой кисти руки.

Комбат на руках вынес Клару Солоненко с поля боя. Пульс не прощупывался. Офицер, наверное, плакал первый раз в жизни.

Через час на батарею пришла её мать – Полина Лукьяновна. Платком вытерла кровь с лица дочери, поправила гимнастёрку, из нагрудного кармана Клары вынула комсомольский билет, портрет Зои Космодемьянской и неотправленное письмо отцу в Кизляр. Её похоронили на польской земле…  

Историю Клары Алексеевны Солоненко из Кизляра, не дожившей до своего 16-летия, поведал Булач Гаджиев в своей книге «Дочери Дагестана». Глядя на сегодняшних сверстниц Клары Солоненко, трудно даже представить, что они справились бы с испытаниями, выпавшими на долю геройски погибшей девчонки. Да и представлять не надо – не для того погибли Клара и миллионы советских солдат и мирного населения! К сожалению, последующие поколения не уберегли эту – пропитанную кровью и горклым запахом сожжённых заживо жертв, сгоревших деревень и городов, – победу…

Приглашаем дагестанцев и гостей республики посетить салон книги издательского дома «Эпоха». Здесь вы найдёте немало книг, посвящённых трагическим, героическим событиям 1941–1945 гг. Среди них достойное место занимает и книга Б. Гаджиева «Дочери Дагестана».

Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной.

Напоминаем наш адрес: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»).

Добро пожаловать!

 
***
09.04.2018

До 9 мая – Дня Великой Победы советского народа над фашистской Германией – осталось 30 дней.

 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>

Всего 41 - 50 из 1170
Новости
Рассказывали, что жила в Согратле женщина, вышедшая замуж накануне войны. Недолгим было счастье новобрачных: мужа призвали на защиту Родины, а молодая жена осталась ждать своего воина... Отгремели залпы Победы, прошли годы, а она продолжала ждать. Ведь «пропал без вести» не означает, что «погиб». Уже её ровесницы стали бабушками, прабабушками, а она, убелённая сединой, превозмогая старческую боль в суставах продолжала «бегать» между Согратлем и хутором (кули) – путь немалый. На хуторе проводила целый день, в хлопотах по хозяйству, уходу за скотиной, а вечером, хоть в непогоду, обязательно возвращалась в село – а вдруг вернулся, наконец, её солдат, а его встречают тёмные глазницы окон и запертая дверь. Наверное, она уже и сама понимала, что не вернётся он, что нет его в живых. Может, ожидание уже стало привычкой, а может, до последнего вздоха теплилась у неё надежда, что всем смертям назло он вернётся... Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: «Повезло». Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, – Просто ты умела ждать, Как никто другой. (К. Симонов)
22 Июнь 2018
В этот день 77 лет назад началась Великая Отечественная война, страшные испытания советского народа длились четыре года. Война унесла 20 миллионов, 40 миллионов, 43 миллиона… жизней – цифра эта постоянно корректируется. «Война не закончена, пока не похоронен последний погибший солдат».«До сих пор не захоронены останки более 1 миллиона человек. И есть огромная разница между словами «убит» и «пропал без вести». Поначалу эта разница позволяла очень многим и очень долго надеяться на чудо. Но со временем, когда надежды уже не остаётся, становится ясно, что в словах «пропал без вести» очень много несправедливости. Да, слава находит мёртвых, но не находит безымянных. До сих пор так и лежат десятки тысяч погибших солдат и командиров на местах былых боёв Великой Отечественной войны, в безвестных братских могилах, в засыпанных взрывами окопах и блиндажах, а то и просто под дёрном на полях, дорогах и в перелесках, в местах массовой гибели: «котлах» и при прорывах из окружений. Часть из них встретила смерть во вражеском плену и на этапах транспортировки в лагеря военнопленных, до сих пор, по сути, они остаются безымянными.Благодаря патриотической инициативе молодежи и кропотливой поисковой работе историко-патриотических клубов стали известны имена многих защитников Родины, ранее считавшихся пропавшими без вести. В добровольном поисковом движении участвуют тысячи людей».Нам же хочется поблагодарить сегодня и поклониться Нажмудину Гусейновичу Тажудинову, возглавляющему ТОКС с. Муцалаул Хасавюртовского района. Своей неустанной поисковой работой он заслужил благодарность многих и многих, вернув честное незапятнанное имя пропавшего фронтовика семье, тухуму. Автор не одной книги, очередную – «Я без вести не пропал» – он посвятил узникам концлагерей. 400(!) честных, не продавших свою Родину, имён он вернул из забвения; сохранились даже чьи-то фотографии. Кто-то из узников выжил и, пройдя «чистилище» уже у себя на Родине, вернулся к семье. Их рассказы-свидетельства тоже вошли в книгу. Издательский дом «Эпоха» пережил, выстрадал эту книгу – целый год совместной работы с автором, – подготовил её к тиражированию. Но этот титанический труд до сих пор не стал достоянием общественности, потому что для печати книги нужны средства. Нажмудин Гусейнович Тажудинов ищет спонсора, для книги, которая начинается следующими словами: Нет! Без вести я не пропал. Я ранен был и в плен попал. И я не сдался, видит Бог! Сражался я, покуда мог. Хоть в лагерях враги потом вбивали нам: забыть свой дом. Мы знали, Родина – одна. Забыла, кажется, о нас. О ней мы помним каждый час. Нет! Без вести я не пропал. Я ранен был и в плен попал. (И. Медведков)
22 Июнь 2018
Говорят, что смех продлевает жизнь. Но смех может и сократить жизнь. Как-то рядом с кимом проходила женщина. Один из сидящих (не всех, кто сидит на киме, можно считать мужчинами) засмеялся ей вдогонку. Она вернулась и, не зная, кто же смеялся, сказала, обращаясь ко всем: – Если я сделала что-то неподобающее, то смейтесь надо мной. Если я плохо одета, смейтесь над моим мужем. Если я хромаю или сухорука, крива или косноязычна, смейтесь над Богом. Не говоря больше ничего, женщина пошла своей дорогой. На киме молчали, как будто набрали воду в рот. «Смейтесь над Богом! – на самом деле не означало, чтобы и вправду смеялись над Аллахом; это значило, что не надо смеяться над тем, что сотворил Бог, над тем, что дано Всевышним. Когда мы смеёмся, понимаем ли мы, над кем или над чем мы смеёмся? Притча «Над кем смеёмся?»» взята из книги Арбена Кардаша «Танец поневоле». Подкупающие народной простотой, глубокой мудростью и реальностью описываемых событий, произведения лезгинского писателя, лауреата Государственной премии Республики Дагестан Арбена Кардаша снискали себе широкий круг читателей. Приобрести книгу «Танец поневоле» можно в салоне книги издательского дома «Эпоха», что на ул. Коркмасова, 13 «а». Добро пожаловать!
21 Июнь 2018
…Ещё издали я приметил, что вокруг церкви большой группой, окружённой немецкими конвоирами, уже стояли наши военнопленные. Чуть поодаль от них стоял высокий, средних лет, с красивыми адмиральскими усами человек в форме. Гордо подняв голову, он смотрел куда-то вдаль. Его фигура сразу привлекла моё внимание. Было в ней что-то, что не давало оторваться взгляду. Какая-то особенная, неподдельная гордость и военная стать. Руки этого человека были связаны за спиной. Напротив него стояла небольшая компания немецких офицеров. Приблизившись ещё, я обратил внимание, что среди них есть и один парень в красноармейской гимнастёрке. Он стоял в самом центре и, указывая как раз на того человека, что-то объяснял фрицам. Когда мы проходили мимо, до меня донеслись обрывки его слов: – Вот этот, этот, – повторял он, обращаясь к немцу, который стоял с бескровным лицом греческой статуи. – Этот, что с усами. Он, – пояснил солдат, проведя у себя под носом пальцем закорючку, – он был у нас политруком. Услышав его слова, я вздрогнул. Холодная дрожь пробежала по моему телу, будто я стал свидетелем чего-то немыслимого. Я взглянул на человека, на которого указывал предатель. Он всё так же спокойно смотрел на небо, и мне было видно, как широко и жадно вдыхает он воздух полной грудью. Так, как будто хочет наполнить ветром паруса внутри себя, как корабль. Размеренно, вдоволь, большими глотками он вдыхал воздух родной земли, как делают это люди только в последний раз в своей жизни. Казалось, ещё пара глотков – и его паруса расправятся, позволив ему воспарить на них и улететь отсюда прямо в небо. Я всё ещё не мог оторвать от него взгляда. Мне хотелось дышать с ним одной грудью. Набрать этого величественного и свободного воздуха как можно больше, как будто только это могло его спасти. Или спасти меня вместе с ним. Спасти нас всех. В тот момент я понял, за что мы на самом деле сражались на этой войне. Мы приняли бой не потому, что кто-либо из нас этого хотел, а оттого, что никто не мог его не принять. Оттого, что есть в жизни такие вещи, которые нельзя допускать любыми усилиями и сверх них. Конечно, среди военных ходили слухи о предательстве, о сотрудничестве с нашей стороны и некоторой помощи фашистам, но я не воспринимал это всерьёз и принимал скорее за происки врага и провокацию, чем за правду. Мне было нелегко в это поверить. Теперь же, столкнувшись с этим воочию, став свидетелем подлого и низкого, вероломного предательства, самого гнусного из всего гнусного, что может быть в жизни, – я был возмущён, и всё во мне вскипело от негодования. Я думал: как же так, мы боремся с ними, потому что они хотят взять себе наше; мы ненавидим их, потому что они уничтожают то, что мы любим; и презираем их за то, что они лишают нас самого дорогого. А как же он? Как же этот солдат? Неужели он может мыслить и чувствовать по-другому? Неужели он не вырос на этой земле и не любит свою страну, которая его вскормила своими хлебами, всё равно как мать? Неужели же не видит он, что они захватчики? Или не видит он, как убивают его земляков, его братьев? Как может он думать иначе? Как может выступить против Отечества, которому он всем обязан от первой до последней своей минуты? Он должен был стоять, как все. Стоять и молчать, несмотря ни на что. А если придётся, то и погибнуть, не раскрыв рта. Мы, как единое целое, верим в силу и правоту своей Родины. Почему же этот выродок смеет ставить себя супротив общего, признанного порядка? Я был полон гнева. Я не мог поверить, что этот предатель – такой же человек о двух руках, двух ногах и с головой на плечах. Что он ест, пьёт и дышит так же, как я, и говорит со мной на одном языке. Такой же, как я, или нет? Да он хуже фашистов. Я ушёл уже далеко от этого места, но всё оглядывался назад. Политрук стоял по-прежнему прямо и гордо, осанисто, с настоящей армейской выправкой, не смотря в сторону своих обидчиков. И только в какое-то последнее мгновение, до того, как я повернул голову вперёд, этот человек посмотрел в сторону немцев. Он взглянул прямо в глаза своей смерти. Один за другим раздались два выстрела, и, оглянувшись в последний раз, на холме я уже никого не увидел. За нами неспешной походкой шли только немецкие офицеры. Они беседовали о чём-то совершенно будничном и повседневном. Даже посмеивались между собой. Один из них раздавал приятелям папиросы из портсигара. Предатель был им больше не нужен. Предатели никогда никому не нужны… В основу романа «Орнамент на моей ладони» легли воспоминания дагестанца, прошедшего войну, немецкий плен и пережившего сталинские репрессии. Удары судьбы не сломили его веру в справедливость и не ослабили его стремление к счастью. Внучка, Полина Дибирова, посвятила роман памяти деда. В день, когда на Дагестан напали банды международных террористов – 2 августа 1999 года, сердце художника, искусствоведа, учёного и педагога Парука Дебирова не выдержало. Он знал, что несёт людям война. Слишком хорошо знал… Приобрести книгу «Орнамент на моей ладони» П. Дибировой можно в салоне книги издательского дома «Эпоха», что находится на ул. Коркмасова, 13 «а». Добро пожаловать!
20 Июнь 2018
*** Строительство дома перед чьим-либо строением, который может лишить владельца доступа воздуха, солнца и света, запрещается. Если же будут строить дом перед пашней или сенокосом другого, то на это нет запрета. *** Если кто возведёт вокруг своей земли стену, а другой предъявит иск и заявит, что эта стена ему мешает или вредит, то старейшины пошлют двух справедливых людей на место, чтобы проверить, действительно ли эта стена вредит истцу. Если они установят, что стена действительно вредит истцу, то, пока стена не будет снята, за каждый день с ответчика взыскивается штраф по одной овце… (Подлинник келебских адатов, из которого сделана выписка, датируется XVII–XVIII вв.) И как бы не ругали адаты, называя их пережитками прошлого, на некоторые из них не мешало бы опираться и сегодня. Читателю предлагается самому ознакомиться со сводами законов, установленных в разных селениях, вольных обществах, ханстве. Какие-то из них вызывают улыбку, какие-то кажутся нелепыми, от каких-то веет деспотией. Не пугайтесь сурового названия книги, она заслуживает вашего внимания и будет небезынтересна. Книгу «Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв.», составленную известным дагестанским историком Х.-М. Хашаевым, можно приобрести в салоне книги ИД «Эпоха». Покупать книги в нашем салоне выгодно – они реализуются по складской цене. Наш адрес: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной. Добро пожаловать!
18 Июнь 2018
Copyright © ООО "ИД "Эпоха" 2005 г.
Вход для администратора