Д.-М. М. ШИХАЛИЕВ И ЕГО ТРУД «РАССКАЗ КУМЫКА О КУМЫКАХ» Исполнилось более 140 лет со времени вы хода в свет труда известного дагестан- ского ученого Д.-М. Шихалиева «Рассказ кумыка о кумыках», первого обширного очерка по истории и этнографии кумы- ков и сопредель ных с ними народов, на- писанного на рус ском языке местным, дагестанским ученым-кумыком. С того времени, как Россия установи- ла тесные политические и экономические связи с народами Кавказа, русская интел- лигенция стала проявлять большой ин- терес к социаль но-экономическому и по- литическому строю, культуре, обычному праву народов этого края. Что касается непосредственно Дагеста- на, то интерес к его истории и этногра- фии зна чительно усиливается с начала XVIII в., ког да появляются труды И. Гер- бера, Д. Белла, И. Гильденштедта и др., в которых содержит ся ценный материал о жизни его народов, в том числе кумыков. 4 Все же до XIX в. в исторической науке в этом отношении делались только первые шаги: сравнительно небольшое количество работ, в основном статьи, посвященные лишь отдельным вопросам, или же сведе- ния, при водимые в общих трудах по Кав- казу и в частности по Дагестану, – вот все, чем распо лагала тогда научная литература. Начало XIX в. и завершение при- соедине ния Дагестана к России харак- теризуются значительным увеличением числа историко-этнографических работ, посвященных Дагестану. Среди опубли- кованных исследований появляются и специальные работы об отдель ных на- родах края. К первой половине XIX в. от- носится, в частности, попытка научного изучения кумыков, которую предпринял М. Б. Лобанов-Ростовский, напечатавший первую специальную работу о кумыкском на роде «Кумыки, их нравы и обычаи» (Газ. «Кавказ». Тифлис, 1846. №№ 37–38). Конец первой половины XIX в. осо- бенно примечателен тем, что в этот пе- риод наряду с русскими исследователями 5 народов Дагес тана появляются и мест- ные историки и этно графы, писавшие на русском языке. Среди работ, написанных местными авто рами и вышедших в свет в 40-х годах прош лого столетия, особое место зани- мает труд Д.-М. М. Шихалиева «Рассказ кумыка о ку мыках», опубликованный на страницах га зеты «Кавказ» (Тифлис, 1848. №№ 37–44). Это весьма обстоятель- ный очерк, охваты вающий важнейшие вопросы истории и этнографии кумыков и соседних с ними наро дов; незамени- мый источник для всех, кто изучает со- циально-экономический и полити ческий строй, этнографию народов Дагеста- на, в частности кумыков, XVIII–XIX вв. Можно с полным основанием утверж- дать, что обнародование данного труда в те времена явилось выдающимся собы- тием в куль турной жизни края. Примечательно и то, что «Рассказ ку- мыка о кумыках» столь же необходим науке в на ше время, как и в период его выхода в свет. Недаром этот труд был 6 очень тепло встречен общественностью. Газета «Кавказ», публи куя очерк, писа- ла: «Редакция газеты «Кав каз» искрен- не благодарит просвещенного ку мыка за присылку этой прекрасной статьи, знакомящей нас с его родиной и факта- ми для истории, географии и этнографии края» («Кавказ», 1848. № 39). Автор этого труда Девлет-Мирза Мах- мудо вич (Магометович) Шихалиев, или Шейx-Али1, родился в сел. Эндери в Засу- лакской Кумыкии (ныне Хасавюртовский район) в 1791 году и умер, очевидно, в глу- бокой старости – в начале нашего века. Как видно из ар хивного материала, он был еще жив в 1908 году. В этом году он, напри- мер, продает кизилюртовскому помещику Бредихину уча сток в 95 дес., 1070 кв. саж. земли, располо женный недалеко от горо- да Кизляра (ныне совхоз «Мелиоратор»). Д.-М. Шихалиев – кумык, из узденей, сын оружейника, один из тех немногих широ- ко образованных дагестан цев, получив- 1 В одном из дошедших до нас архивных докумен тов он назван «Девлет Мирза Шейх-Али (он же Усманов)». 7 ших образование в России и соз дававших свои труды на русском языке еще в пер- вой половине XIX века. Мы пока не име ем точных данных о том, какое именно учеб- ное заведение он окончил, но предпола- гаем, что этим заведением был 1-й Кадет- ский кор пус, где воспитывался и обучался и другой молодой кумык Алибек Пензул- лаев, буду щий генерал-майор. Во всяком случае на фор мирование мировоззрения ученого большое влияние оказала передо- вая русская наука того времени. Как вид- но из сохранившихся собственноручно им написанных докумен тов, автор был очень образованным, интел лигентным человеком, писал безукоризненно гра- мотно красивым каллиграфическим почер ком, в совершенстве владел родным и рус ским языками. С 1827 г. Д.-М. Шихалиев находил- ся на военной службе. Интересным представляет ся его послужной список. «27 марта 1830 г. Высочайшим при- казом Д.-М. Шихалиев был произведен в прапор щики. 8 25 июля 1833 г. приказом по Кавказ- скому корпусу (позднее армии) № 101 произведен в подпоручики. В том же году Высочайшим приказом получил в числе других монаршее благоволение. 20 июня 1836 г. приказом по Кавказско- му корпусу № 40 награжден орденом Св. Ста нислава 4-й степени. 7 августа 1837 г. приказом по Кав- казско му корпусу № 89 награжден орде- ном Св. Ан ны 4-й степени с надписью «За храбрость». 21 сентября 1838 г. приказом по Кав- казскому корпусу № 108 награжден орде- ном Св. Анны 3-й сте пени с бантом. 15 января 1839 г. приказом по Кав- казско му корпусу № 10 произведен в по- ручики. 4 декабря 1839 г. приказом по Кав- казско му корпусу № 152 получил монар- шее благоволение. 18 декабря 1839 г. приказом по Кав- казско му корпусу № 156 награжден единовремен но 300 руб. ассигнациями. 9 17 февраля 1840 г. Высочайшим прика- зом произведен в штабс-капитаны. 30 июня 1841 г. приказом по Кавказско- му корпусу № 99 награжден единовре- менно 300 руб. серебром. 27 апреля 1843 г. приказом по Кав- казскому корпусу № 66 произведен в ка- питаны с производством жалованья по 315 руб. серебром в год. 9 июля 1844 г. приказом по Кавказско- му корпусу № 88 награжден единовре- менно 307 руб. серебром. 12 апреля 1845 г. приказом по Кав- казско му и 5 пехотному корпусам № 8 на- гражден орденом Св. Владимира 4-й сте- пени с бантом. 2 марта 1847 г. Высочайшим приказом произведен в майоры. 23 января 1849 г. награжден орденом Св. Анны 2-й степени. 20 января 1853 г. Высочайшим прика- зом произведен в подполковники. Жало- ванье по лучал по требованиям начальни- ка Кумык ского окружного интендантского управления Кавказского военного округа 10 на основании Высочайшего повеления, объявленного в при казе по Кавказскому корпусу от 27 апреля 1843 г. № 60. На службе состоит по кавалерии. Житель ство имеет в г. Кизляре». В списке военно-служилых лю- дей – пен сионеров Терской области 1863–1866 гг. Девлет-Мирза Шихалиев обозначен в чине подполковника. (См. Послужной список офицеров из азиат- цев... сентябрь 1866. – ЦГА СО ССР. Ф. 12. Оп. 5. Д. 191 (1867). Л. 131–141). Следует отметить, что в списке офице- ров, где давалась характеристика их во- енных ка честв, относительно Шихалиева отмечено: «кроткий», «очень серьезный», «храбрый». Как видно из приведенного, Д.-М. Ши- халиев успешно делал карьеру, пользовал- ся большим авторитетом среди офицер- ского сос тава и военного командования. С 1841 года работал письменным пере- водчиком при шта бе войск Кавказской линии, а с 1853 г. – главным приставом магометанских народов (ногайцев, тур- 11 кмен и др.), кочевавших в Ставрополь- ской губернии. Ушел Д.-М. Шихалиев на пенсию в конце 60-х годов, имел пен- сию 307 руб. серебром в год. Последние годы жизни он провел главным образом в Кизляре. В Кизляре, как сообщает Ши- халиев в одном из своих писем, он жил по улице Лорис-Меликова в собствен- ном доме. Как нам удалось увидеть, дом Шихалиева (теперь это ул. Пролетарская, д. 10) представляет собой большой бла- гоустроенный особняк с просторным парадным подъездом, двором, с двумя домами (один – двухэтажный, дру гой – одноэтажный). Архивные материалы позволяют су- дить, что Д.-М. Шихалиев как человек высокой культуры активно участвовал в обществен ной жизни своего народа, осо- бенно когда требовалось наладить отноше- ния враждую щих на почве кровной мести тухумов или решить какие-либо вопросы земельных, семейно-брачных отношений. Примечательно, что в числе немно- гих бо лее известных жителей города 12 Кизляра он обратился с хвалебным пись- мом к царю Александру II в связи с по- бедой русского оружия в русско-турец- кой войне 1877 г. и взятием крепости Карс. Перевести это письмо-обращение (очевидно, с тюркского) на русский язык было доверено лишь Д.-М. М. Шихалие- ву. (В конце письма сохранилась помет- ка: «Перевод осуществил подполков ник Шейх Али. Кизляр, 12 ноября 1877 г.» (См. ЦГА СО ССР. Ф. 12. Оп. 2. Д. 1085. Л. 130). Нельзя не отметить, что эта биогра- фичес кая справка о дагестанском уче- ном-историке и военном деятеле далеко не полна, как не полны и наши сведения о его деятельности на научном поприще. Предстоит еще боль шая работа в архивах по выявлению доку ментальных материа- лов, касающихся Д.-М. М. Шихалиева, и в первую очередь в архи вах Ставрополь- ского края и Москвы. До недавнего времени принадлежность исследования «Рассказ кумыка о кумы- ках» Д.-М. М. Шихалиеву оставалась спорной, ибо оно было подписано псев- 13 донимом «Кумык». Заслуга в установле- нии авторства ученого и в выяв лении его биографических данных при надлежит известному советскому кавка зоведу и историографу М.О. Косвену, сделавшему большой вклад в развитие исторической науки на Кавказе, в частности в Дагеста- не (см. «Материалы по истории этногра- фического изучения Кавказа в русской науке» – Кавказский этнографический сборник. М., 1955, 1958. I–II. – С. 214, 336). Перу Шихалиева, кроме вышеуказан- ного фундаментального труда, принад- лежат и другие работы, в том числе известные нам на сегодняшний день на- учные статьи: под писанное «Давыдом Шихалиевым» письмо редактору газеты «Кавказ» (Газ. «Кавказ». Тифлис, 1849. № 14), в котором автор высказывает свою точку зрения на происхождение русских (русов) от аорсов; статья о «необыкно- венном метеоре», вызвавшем много- численные толки у суеверных горцев (Сб. «Статьи и за метки «Терских ведомо- стей». 1875. С. 7). Самой крупной из числа 14 последних работ Д.-М. М. Шихалиева по- сле «Рассказа кумы ка о кумыках» мы счи- таем составление в 1850-х гг. «Народных юридических обычаев у кочевых мусуль- ман Ставропольской губернии», где речь идет об обычном праве ногай цев, тур- кмен и других народов многонациональ- ного региона. Есть основание полагать, что Ши- халиев принимал участие в собирании адатов кумы ков. Известно, что в пере- писке Кавказского горского управления, относящейся к сбору сведений об адатах в 40-х годах прошлого столетия, Шиха- лиев упоминается несколько раз. В докладах заведующего Канцеляри- ей по управлению мирными горцами подполковни ка Бибикова от 1 февраля 1841 г. и от 18 декабря 1842 г. на имя ко- мандующего вой сками Кавказской линии генерала Голови на «О собирании правил адата и о переводе книг шариата», а так- же о том, кому эту работу следует пору- чить, кроме горцев майора Шарданова, штабс-капитана Шоры Ногмова, пору- 15 чика Магомеда Дударова, флигель-адъ- ютанта полковника Хан-Гирея и кумыков гвардии штабс-ротмистра князя Хасая Уцмиева, капитана Касима Курумова и находив шегося на службе в Кавказско- Горском по луэскадроне аксайского кадия Юсупа Клычева, «знающего хорошо по- арабски», дваж ды назван штабс-капитан Девлет-Мирза Шихалиев. Очевидно, нам известно далеко не все ли тературное наследие ученого. Мы не знаем, например, остались ли после его смерти ру кописи трудов, а если оста- лись, какая судь ба их постигла. Переходя к основному труду Д.-М. М. Ши халиева «Рассказ кумыка о ку мыках», надо прежде всего отметить, что это, безусловно, весьма ценное ис- следование о кумыках и других соседних народах. Оно содержит подробную характе- ристику Кумыкской плоскости на фоне географии всего Дагестана; автор под- робнейшим обра зом останавливается на проблемах проис хождения кумыков, 16 анализирует их социаль ный строй. Как никто до него, Шихалиев подробно опи- сывает сословное деление, де тально и весьма квалифицированно харак теризуя каждую в отдельности социальную кате- горию кумыкского общества. Д.-М. Ши- халиев описывает образ правления в засулакских феодальных владениях, существовавшие здесь подати и повин- ности и т. д. В работе рассматриваются также многие воп росы обычного права, суда по адату и шариату. Во всех этих во- просах Шихалиев выска зывает глубокие мысли, свидетельствующие о широте его кругозора и хорошем знании всеобщей истории и истории Дагестана. Автор широко пользуется ранними источ никами, прежде всего доступной ему истори ческой литературой по исто- рии хазар, кыпчаков, кочевавших в се- верокавказских сте пях, в том числе и на Терско-Сулакской низ менности; также широко привлекаются ле генды и преда- ния о взаимоотношениях раз ных племен, кочевников и аборигенов. 17 Излагая свою точку зрения на проис- хождение кумыков, Шихалиев справед- ливо ука зывает, что они сформировались как народность с участием хазарского элемента, а в этнониме хазар он видит объединение разноэтнических племен, в том числе и кипчаков. Однако вызыва- ет сомнение тезис автора о том, что «ядро для хазар» составляли кипчаки и что древние обитатели Кумыкской равнины под натиском кочевников в разные пери- оды были оттеснены в горы и там усво или язык окружающих горцев, т. е. ассими- лировались с ними. Большое место в труде Шихалие- ва зани мает история кумыков, начиная с древней ших времен. Освещая процесс дробления Тарковского шамхальства и появление уде ла Султан-Мута – родона- чальника засулакских владетелей, автор четко показывает центробежную тен- денцию феодальной знати Кумыкии. Он пишет, что до феодального дробления шамхальство Тарковское прости ралось от Кайтага до кабардинских земель, и, ссылаясь на исторические предания и 18 доступную ему историческую литерату- ру, ука зывает, что пункт «Червленая пе- реправа... был в то время границей между древним Дагестаном и Кабардою». С большим интересом читаешь све- дения автора о некоторых более древних феодаль ных правителях Кумыкской пло- скости, имевших прозвище «бурчебий» («блоховые князья», очевидно, из-за их за- нятия ското водством), позднее подпавших под власть Султан-Мута и его потомков. Большого внимания заслуживают данные автора о повторном заселении Терско-Сулак ской низменности в после- монгольский пери од выходцами из цен- тральной Кумыкии, шамхальства Тар- ковского, горных местнос тей, а также о вассалитете, о периоде его расцвета и упадка после присоединения Да гестана к России. Однако, отдавая должное замечатель- ному труду Шихалиева, положившего начало на учному изучению кумыкской народности, мы не можем согласиться с рядом его выводов и оценкой историче- ских событий. 19 Обращает внимание критическое отно ше ние автора к некоторым вопросам, связан ным с социально-экономическим строем, со словными отношениями, клас- совой борьбой в кумыкском обществе, колониальной поли тикой. Так, касаясь положения рабов в фео дальной Кумыкии, Д.-М. Шихалиев пишет: «Вообще рабы ку- мыков не обременены из лишними работа- ми, как можно бы было это предполагать: они вместе со своими госпо дами состав- ляют одно семейство, работают для них, как для себя. Зато владельцы обра щаются с ними довольно ласково, извиняют их недостатки и редко прибегают к строгим наказаниям» (Газ. «Кавказ», 1848. № 43). Дума ется, что трудно согласиться с такой харак теристикой положения рабов, кото- рые были совершенно бесправны, подвер- гались жесто кой эксплуатации, продава- лись, обменива лись на вещи и т. д. Нельзя забывать, что Д.-М. Шихалиев был сыном своего времени, своего класса, и этим можно объяснить своеобразное понимание им взаимоотношений классов и различных сословий. 20 При всем этом труд Шихалиева явля- ется большим вкладом в кавказоведче- скую нау ку, важнейшим источником, все- сторонне и ярко отражающим историю кумыкского на рода и Дагестана в целом, ценным пособием, к которому должен обращаться всякий, кто изучает историю феодального общества Да гестана. В настоящее время исследование Д.-М. Ши халиева «Рассказ кумыка о ку- мыках», опуб ликованное на страницах газеты «Кавказ» более 140 лет тому на- зад, представляет со бой библиографи- ческую редкость. Давно назрела необхо- димость переиздания этого уникального исследования, однако тот жест кий иде- ологический контроль, который довлел над печатными органами еще в не давнем прошлом, не позволял пробиться этой книге в свет. На самого Шихалиева был на вешен ярлык «человека прошлого». Настоя щей работой мы пытаемся восста- новить справедливость и отдать должное замечательной личности Д.-М. Шихалие- ва и его бесценному труду. 21 Данное издание снабжается самыми необ ходимыми примечаниями и коммен- тариями. Учитывая научную ценность исторического документа, издательство публикует текст «Рассказа» в том виде, в каком он был отпе чатан в газете «Кав- каз», сохранив почти без изменения стиль и орфографию автора, а также ре- дакционные ремарки. Одновременно мы нашли целесо- образным здесь же поместить в качестве приложения и другой труд Д.-М. Шиха- лиева – «Народные юридические обычаи у кочевых мусульман Ставропольской губернии», опуб ликованный в газете «Ставропольские гу бернские ведомости» в 1879, за №№ 10–14 с подробным преди- словием подписавшегося «А» (не Авгу- стинович ли, который был хо рошо зна- ком с Д.-М. М. Шихалиевым?). С. Ш. ГАДЖИЕВА, доктор исторических наук Содержание: С. Гаджиева. Д.-М. М. Шихалиев и его труд «Рассказ кумыка о кумыках».........................3 Рассказ кумыка о кумыках..........................22 Комментарии................................................118 ПРИЛОЖЕНИЕ Народные юридические обычаи у кочевых мусульман Ставропольской губернии.....172 Права лиц в мусульманских обществах..........................................................185 Законы и обычаи, общие в мусульманских обществах..........................................................193 Законы частные в мусульманских обществах......................................................202 Законы частные в мусульманских обществах......................................................214 От редакции..................................................222 |