На главную
Последние поступления
Фотогалерея
Журналы
Наши книги
Контакты
Интернет-магазин
Купить вне Дагестана
Благотворительные издания
Книга отзывов
Блог





Все новости
"Эпоху" поблагодарили!
31.01.2008
Управление делами Президента РД прислало в адрес ИД "Эпоха", письмо, в котором наш коллектив благодарят за помощь в проведении первой общедагестанской новогодней елки.
 
Телевизионный проект "Эпохи"
30.01.2008
ИД "Эпоха" совместно с книготорговым центром "Арбат-Медиа" и телекомпанией "Дагестан" готовит пилотный выпуск телевизионной передачи "Открытая книга"
 
Наш сайт пройдет реконструкцию
29.01.2008
В ближайшее время сайт издательского дома "Эпоха" претерпит существенные изменения.
 
Вышел в свет первый в этом году номер детского журнала
24.01.2008
Первый в этом году номер журнала "Детский годекан. Малыш" поступил в продажу. Отметим, что у журнала уже есть свои постоянные читатели, которые снетерпением ждут выхода в свет очередного номера.
 
Дагестанские Святыни. Книга 3
01.01.2001

 

 
 
Книга посвящена выдающимся явлениям в жизни дагестанского общества, известным городам и культурным, экономическим и административным центрам, объектам культурно-исторического наследия – памятникам письменной культуры, археологии, архитектуры, видным общественным и политическим деятелям.
Представляет интерес не только для ученых – для всех, кто интересуется историей родного края.
 

 
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы представляем читателю третью книгу «Дагестанские свя-
тыни», подготовленную дагестанскими учеными – сотрудника-
ми Института истории, археологии и этнографии Дагестанс-
кого научного центра РАН и Дагестанского государственного
университета. В ее создании участвовали видные специалисты
– историки, археологии, искусствоведы, востоковеды, литера-
туроведы.
Как и предыдущие выпуски, эта книга посвящена выдаю-
щимся явлениям в жизни дагестанского общества, известным
городам и культурным, экономическим и административным
центрам, объектам культурно-исторического наследия – па-
мятникам письменной культуры, археологии, архитектуры, а
также видным общественным и политическим деятелям.
Книга открывается разделом «Древняя земледельческая куль-
тура», в котором представлена обстоятельная и концептуальная
статья проф. М.А. Агларова «Восьмое чудо света – земледельчес-
кие террасы на горных склонах», в которой рассказывается о
крупнейшем памятнике и достижении народной агрикультуры,
обосновывается мысль о том, что Дагестан входил в число древ-
нейших исходных центров террасных технологий.
Раздел «Аулы – столицы, крупные административные и
торгово-экономические центры» включает несколько статей
о замечательных дагестанских селениях – Кубачи (А.М. Маго-
медов), Курах (З.А. Магомедова, М.К Османова) и Гергебиль
(З.Б. Ибрагимова). Авторы привлекли много новых и ценных
документальных данных.
Богато представлен также раздел «Мир памятников письмен-
ной культуры». В статье проф. А.Р. Шихсаидова «Зерехгеранская
школа переписчиков» рассказывается о работе профессиональ-
ных переписчиков-катибов XV–XVII вв. из Зерехгерана, созда-
телях самобытного, самостоятельного и популярного в Дагеста-
не «цеха тиражирования рукописной книги». В статье «“Байан
ал-хакаик” – духовный журнал ученых-арабистов Дагестан»
А.Р. Наврузов продолжает традицию изучения дагестанской
оригинальной периодической печати на арабском языке. Немец-
кий ученый проф. М. Кемпер посвятил свою статью памятникам
обычного права на арабском языке – адатным нормам дагестан-
ских общин XVIII–XIX вв.
Представленный сборник продолжает изучение культовых
сооружений Дагестана. Статья проф. М.С. Гаджиева рассказы-
вает об уникальном средневековом мусульманском культовом
памятнике «Ворота Судного дня» (араб. Баб ал-кийама) в Де-
рбенте, открытом и исследованном Дербентской археологичес-
кой экспедицией.
Статья З.Ш. Закарияева впервые дает подробное описание
двух замечательных памятников культовой архитектуры – Ми-
шлешской соборной мечети XI-XV вв. и Хрюгской соборной ме-
чети начала XVIII в. Их богатые по содержанию эпиграфические
тексты, многие из которых впервые вводятся в научный оборот,
воссоздают историю этих памятников культовой архитектуры.
В третьей книге «Дагестанские святыни» впервые откры-
вается раздел «Выдающиеся сыны Дагестана». Н.А. Тагирова
в своей статье подробно рассказывает о жизни и творчестве
крупного ученого, философа, поэта Гасана-эфенди Алкадари, о
его не дошедшей до нас коллекции рукописей. Очерк чл.-корр.
РАН, проф. А.И. Османова посвящен героической жизни и
трагической судьбе Джелалутдина Коркмасова, выдающегося
государственного и общественно-политического деятеля Да-
гестана и России.
Первая и вторая книги серии «Дагестанские святыни» полу-
чили широкую общественную известность, они были отмечены
дипломами лауреата на международных книжных выставках в
Санкт-Петербурге и Сочи. Книга первая рекомендована Фон-
дом развития отечественного образования «для использования
в учебном процессе к переизданию для широкой научной обще-
ственности в России и за рубежом». Надеемся, что и очередная
книга также не пройдет незамеченной и послужит делу популя-
ризации и ознакомлению широкого круга читателей с Дагеста-
ном и его людьми, с замечательными памятникам культурно-
исторического и духовного наследия народов Страны гор.
 
 
А.Р. ШИХСАИДОВ 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Шихсаидов А.Р.
Предисловие ...............................................................................................................5
ДРЕВНЕЙШИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ ДАГЕСТАНА
ДРЕВНИЕ ГОРОДА ДАГЕСТАНА
Агларов М.А.
Восьмое чудо света – земледельческие террасы на горных склонах ............8
Гаджиев М.С.
«Ворота судного дня» в Дербенте .........................................................................30
АУЛЫ-СТОЛИЦЫ:
КРУПНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
Магомедова З.А., Османова М.Н.
Курах – столица Кюринского ханства ..................................................................54
Ибрагимова З.Б.
Гергебиль – аул-крепость (исторические вехи) .................................................79
МИР ПАМЯТНИКОВ ПИСЬМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Шихсаидов А.Р.
Зерехгеранская школа переписчиков ..................................................................116
Наврузов А.Р.
«Байан ал-хакаик» (1925–1928) – духовный журнал ученых арабистов
Дагестана .....................................................................................................................147
Кемпер М. (Амстердам)
Арабоязычная этнография адата по русскому заказу? ....................................175
КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДАГЕСТАНА
Закарияев З.Ш.
Соборные мечети в Хрюге и Мишлеше как выдающиеся памятники
историии культуры Дагестана ...............................................................................192
ВЫДАЮЩИЕСЯ СЫНЫ ДАГЕСТАНА
Тагирова Н.А.
Гасан Алкадарский и его книжная коллекция ..................................................244
Османов А.И.
Выдающийся государственный и общественно-политический деятель
Дагестана и России ...................................................................................................298 
 

 
Редакционный совет:
Х.А. Амирханов, Г.М. Гамзатов, А.Р. Шихсаидов
Редакционная коллегия:
М.С. Гаджиев
А.Р. Наврузов
А.Р. Шихсаидов (отв. ред.)
Д-14 Дагестанские святыни: Кн. 3 / Сост. и отв. ред.
А.Р. Шихсаидов. – Махачкала: Издательский дом «Эпоха»,
2013. – 320 с.: ил.
 
ISBN 978-5-98390-115-5 
ББК 63.223(2Р-6Д)
УДК 930
© А.Р. Шихсаидов, сост. и отв. ред., 2013
© Серия «Духовный мир дагестанцев», 2013
ISBN 978-5-98390-115-5 © Издательский дом «Эпоха», 2013
 
 
Шурпаева
19.12.2000
Мало написать рассказы, надо их еще правильно расположить!
В «Преданиях…» первый же рассказ – о Серажутдине Гаджиеве – просто потрясает! Прочитав его, я рассказывала об этом необыкновенном человеке родным и знакомым, восклицая: ну почему, почему снимают и показывают по ТВ какие-то из пальца высосанные глупые мыльные оперы, когда сама жизнь сложила невыдуманный сюжет про такого человека – авиатора и ювелира, байкера и дипломата, оружейника и царедворца в одном лице? Где сценаристы? Вот что надо снимать – и оно будет смотреться на одном дыхании! Ну а дальше – один рассказ за другим, будто переплетение нитей в ковре рождает неповторимые узоры. Автор рассказывает спокойно, как бы отстраненно, лишь очень редко позволяя себе собственную оценку событий; она ничего не выдумывает, не приукрашивает – просто рассказывает былое, как и до нас передавали его из уст в уста, и особую достоверность придают рассказам их концовки: дочь нашего героя живет там-то, внук работает тем-то… Вот она – живая связь прошлого, настоящего да и будущего!
Перед читателем точно разворачивается свиток времен, где высоты мужества, благородства и самопожертвования соседствуют с безднами подлости, жестокости и произвола… И понимаешь, что люди во все времена остаются людьми и что зарвавшийся нукер Агалар-хана так же мало отличается от опьяненного вседозволенностью нквдэшника, как отважный и благородный Сурхай-хан от своих потомков – полковника, георгиевского кавалера Сурхайханова Шейх-Ахмед-бека или дважды орденоносного героя Великой Отечественной Сурхайханова Мухтара; что легендарную Азажу вела в родные места та же высокая любовь к Родине, ради которой и Гулизар Мамедова пробиралась из благополучного Тегерана в советскую Россию, чудом не погубив при этом себя и детей…
Точно в «Человеческой комедии» Бальзака, в последующих рассказах встречаешь людей, уже знакомых по эпизодам рассказов предыдущих, и радуешься этим встречам-узнаваниям, и уже словно свой собственный черпаешь из них вековой жизненный опыт…
Вот юная Умукусюм – жена миротворца Аслан-хана – только надеется на счастливое рождение сына, предсказанное столь же юным Джамалутдином, будущим шейхом и наставником имама Шамиля; а вот Умукусюм-вдова, потерявшая обоих своих сыновей, находит в себе силы преодолеть собственное горе ради своего народа; а вот уже ее внучка Шамай, ставшая женой неправедного Агалар-хана, дразнит с балкона мудрую терпеливицу Халлу и получает от нее отпор (эх, не в бабушку внучка пошла, а жаль!). Вообще при всей рельефности и выразительности мужских характеров, более всего в этой книге удивляют характеры женские.
Можно ли забыть, как девушка всю ночь жнет поле, торопясь закончить к утру, чтобы на следующий день – счастливой и радостной, точно на крыльях - вновь пойти на тяжелую крестьянскую работу, но уже рядом с любимым? Как же велика любовь, питающая силы Шагун, но этой силы любви достанет и на проклятие отступнику, которое будет стоить ему жизни…
Одна за другой, как живые, проходят перед читателем, великолепные дочери лакского народа – можно ли забыть их?
Великодушную Балахалун, не пощадившую собственного доброго имени, лишь бы не пострадало доброе имя любимого, но и вовеки не простившую ему незаслуженной обиды… Дочь Шейха Джамалутдина бунтарку Шуанат, собою вознаградившую возлюбленного за чужое зло, причиненное ему…
Шейх-Райханат, которая, в один день потеряв всех сыновей в битве с врагами, сама устремилась в битву и ценою жизни вдохновила соплеменников на победу… Несчастную Шагун, своей гибелью во имя любви научившую лакских девушек свободе…
Несгибаемую Рабият, объявившую газават врагам своей чести – и погибшую, не выпустив сабель из обеих рук… Юную дочь Уцуми-хана, пожертвовавшую собой ради спасения своего народа…
Отчаянную Аминат, в одну ночь тайно проделавшую в обе стороны огромный и опаснейший путь по горам, чтобы предупредить своих о готовящемся нападении… Талант-самородок Жари, оклеветанную и безвинно погибшую в ссылке (а впрочем,сколько таких еще будет в страшном 1937-м).
Забыть ли и бабушку Миясат-рассказчицы? Она лишь в эпизоде появляется в начале многих рассказов, но читателю ясно, что именно она – мудрая бабушка - стояла у истоков творческой судьбы автора…
А эти детали быта, взаимоотношений, обычаев, пропитывающие и оживляющие ткань рассказов – какие необъятные пласты информации складываются из коротких, вскользь, упоминаний о том и об этом…
А песни и стихи, вправленные в текст, словно драгоценные камни? Эти отрицания-вопросы, столь характерные для лакской речи той поры: «его ли мы хотим поймать?», «враг ли я твой, ласточка?», «разве грех, что я теряюсь у тепла твой души?»; эти отчаянные любовные признания-самоотречения «если конь твой захочет пить, из висков своих родники сделаю» и яростные проклятия «пусть тот сам сгорит в огне!» - как внятно передают они плоть и страсть той прошлой жизни, тем самым сохраняя ее для нас навеки! И мне самой хочется воскликнуть в унисон с высокими словами старинных текстов: счастлив тот аул, где родилась такая сказительница; счастлив народ, чье прошлое она воскрешает!

Автор: Ольга Шевелева
Дагестанская правда.

 
Д.-М. Шихалиев РАССКАЗ КУМЫКА О КУМЫКАХ
01.01.2000
Д.-М. М. ШИХАЛИЕВ И ЕГО ТРУД
«РАССКАЗ КУМЫКА О КУМЫКАХ»
Исполнилось более 140 лет со времени
вы хода в свет труда известного дагестан-
ского ученого Д.-М. Шихалиева «Рассказ
кумыка о кумыках», первого обширного
очерка по истории и этнографии кумы-
ков и сопредель ных с ними народов, на-
писанного на рус ском языке местным,
дагестанским ученым-кумыком.
С того времени, как Россия установи-
ла тесные политические и экономические
связи с народами Кавказа, русская интел-
лигенция стала проявлять большой ин-
терес к социаль но-экономическому и по-
литическому строю, культуре, обычному
праву народов этого края.
Что касается непосредственно Дагеста-
на, то интерес к его истории и этногра-
фии зна чительно усиливается с начала
XVIII в., ког да появляются труды И. Гер-
бера, Д. Белла, И. Гильденштедта и др.,
в которых содержит ся ценный материал
о жизни его народов, в том числе кумыков.
4
Все же до XIX в. в исторической науке
в этом отношении делались только первые
шаги: сравнительно небольшое количество
работ, в основном статьи, посвященные
лишь отдельным вопросам, или же сведе-
ния, при водимые в общих трудах по Кав-
казу и в частности по Дагестану, – вот все,
чем распо лагала тогда научная литература.
Начало XIX в. и завершение при-
соедине ния Дагестана к России харак-
теризуются значительным увеличением
числа историко-этнографических работ,
посвященных Дагестану. Среди опубли-
кованных исследований появляются и
специальные работы об отдель ных на-
родах края. К первой половине XIX в. от-
носится, в частности, попытка научного
изучения кумыков, которую предпринял
М. Б. Лобанов-Ростовский, напечатавший
первую специальную работу о кумыкском
на роде «Кумыки, их нравы и обычаи» (Газ.
«Кавказ». Тифлис, 1846. №№ 37–38).
Конец первой половины XIX в. осо-
бенно примечателен тем, что в этот пе-
риод наряду с русскими исследователями
5
народов Дагес тана появляются и мест-
ные историки и этно графы, писавшие
на русском языке.
Среди работ, написанных местными
авто рами и вышедших в свет в 40-х годах
прош лого столетия, особое место зани-
мает труд Д.-М. М. Шихалиева «Рассказ
кумыка о ку мыках», опубликованный
на страницах га зеты «Кавказ» (Тифлис,
1848. №№ 37–44). Это весьма обстоятель-
ный очерк, охваты вающий важнейшие
вопросы истории и этнографии кумыков
и соседних с ними наро дов; незамени-
мый источник для всех, кто изучает со-
циально-экономический и полити ческий
строй, этнографию народов Дагеста-
на, в частности кумыков, XVIII–XIX вв.
Можно с полным основанием утверж-
дать, что обнародование данного труда
в те времена явилось выдающимся собы-
тием в куль турной жизни края.
Примечательно и то, что «Рассказ ку-
мыка о кумыках» столь же необходим
науке в на ше время, как и в период его
выхода в свет. Недаром этот труд был
6
очень тепло встречен общественностью.
Газета «Кавказ», публи куя очерк, писа-
ла: «Редакция газеты «Кав каз» искрен-
не благодарит просвещенного ку мыка
за присылку этой прекрасной статьи,
знакомящей нас с его родиной и факта-
ми для истории, географии и этнографии
края» («Кавказ», 1848. № 39).
Автор этого труда Девлет-Мирза Мах-
мудо вич (Магометович) Шихалиев, или
Шейx-Али1, родился в сел. Эндери в Засу-
лакской Кумыкии (ныне Хасавюртовский
район) в 1791 году и умер, очевидно, в глу-
бокой старости – в начале нашего века.
Как видно из ар хивного материала, он был
еще жив в 1908 году. В этом году он, напри-
мер, продает кизилюртовскому помещику
Бредихину уча сток в 95 дес., 1070 кв. саж.
земли, располо женный недалеко от горо-
да Кизляра (ныне совхоз «Мелиоратор»).
Д.-М. Шихалиев – кумык, из узденей, сын
оружейника, один из тех немногих широ-
ко образованных дагестан цев, получив-
1 В одном из дошедших до нас архивных
докумен тов он назван «Девлет Мирза Шейх-Али
(он же Усманов)».
7
ших образование в России и соз дававших
свои труды на русском языке еще в пер-
вой половине XIX века. Мы пока не име ем
точных данных о том, какое именно учеб-
ное заведение он окончил, но предпола-
гаем, что этим заведением был 1-й Кадет-
ский кор пус, где воспитывался и обучался
и другой молодой кумык Алибек Пензул-
лаев, буду щий генерал-майор. Во всяком
случае на фор мирование мировоззрения
ученого большое влияние оказала передо-
вая русская наука того времени. Как вид-
но из сохранившихся собственноручно
им написанных докумен тов, автор был
очень образованным, интел лигентным
человеком, писал безукоризненно гра-
мотно красивым каллиграфическим
почер ком, в совершенстве владел родным
и рус ским языками.
С 1827 г. Д.-М. Шихалиев находил-
ся на военной службе. Интересным
представляет ся его послужной список.
«27 марта 1830 г. Высочайшим при-
казом Д.-М. Шихалиев был произведен
в прапор щики.
8
25 июля 1833 г. приказом по Кавказ-
скому корпусу (позднее армии) № 101
произведен в подпоручики. В том же году
Высочайшим приказом получил в числе
других монаршее благоволение.
20 июня 1836 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 40 награжден орденом
Св. Ста нислава 4-й степени.
7 августа 1837 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 89 награжден орде-
ном Св. Ан ны 4-й степени с надписью
«За храбрость».
21 сентября 1838 г. приказом по Кав-
казскому корпусу № 108 награжден орде-
ном Св. Анны 3-й сте пени с бантом.
15 января 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 10 произведен в по-
ручики.
4 декабря 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 152 получил монар-
шее благоволение.
18 декабря 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 156 награжден
единовремен но 300 руб. ассигнациями.
9
17 февраля 1840 г. Высочайшим прика-
зом произведен в штабс-капитаны.
30 июня 1841 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 99 награжден единовре-
менно 300 руб. серебром.
27 апреля 1843 г. приказом по Кав-
казскому корпусу № 66 произведен в ка-
питаны с производством жалованья по
315 руб. серебром в год.
9 июля 1844 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 88 награжден единовре-
менно 307 руб. серебром.
12 апреля 1845 г. приказом по Кав-
казско му и 5 пехотному корпусам № 8 на-
гражден орденом Св. Владимира 4-й сте-
пени с бантом.
2 марта 1847 г. Высочайшим приказом
произведен в майоры.
23 января 1849 г. награжден орденом
Св. Анны 2-й степени.
20 января 1853 г. Высочайшим прика-
зом произведен в подполковники. Жало-
ванье по лучал по требованиям начальни-
ка Кумык ского окружного интендантского
управления Кавказского военного округа
10
на основании Высочайшего повеления,
объявленного в при казе по Кавказскому
корпусу от 27 апреля 1843 г. № 60.
На службе состоит по кавалерии.
Житель ство имеет в г. Кизляре».
В списке военно-служилых лю-
дей – пен сионеров Терской области
1863–1866 гг. Девлет-Мирза Шихалиев
обозначен в чине подполковника. (См.
Послужной список офицеров из азиат-
цев... сентябрь 1866. – ЦГА СО ССР. Ф. 12.
Оп. 5. Д. 191 (1867). Л. 131–141).
Следует отметить, что в списке офице-
ров, где давалась характеристика их во-
енных ка честв, относительно Шихалиева
отмечено: «кроткий», «очень серьезный»,
«храбрый».
Как видно из приведенного, Д.-М. Ши-
халиев успешно делал карьеру, пользовал-
ся большим авторитетом среди офицер-
ского сос тава и военного командования.
С 1841 года работал письменным пере-
водчиком при шта бе войск Кавказской
линии, а с 1853 г. – главным приставом
магометанских народов (ногайцев, тур-
11
кмен и др.), кочевавших в Ставрополь-
ской губернии. Ушел Д.-М. Шихалиев
на пенсию в конце 60-х годов, имел пен-
сию 307 руб. серебром в год. Последние
годы жизни он провел главным образом
в Кизляре. В Кизляре, как сообщает Ши-
халиев в одном из своих писем, он жил
по улице Лорис-Меликова в собствен-
ном доме. Как нам удалось увидеть, дом
Шихалиева (теперь это ул. Пролетарская,
д. 10) представляет собой большой бла-
гоустроенный особняк с просторным
парадным подъездом, двором, с двумя
домами (один – двухэтажный, дру гой –
одноэтажный).
Архивные материалы позволяют су-
дить, что Д.-М. Шихалиев как человек
высокой культуры активно участвовал
в обществен ной жизни своего народа, осо-
бенно когда требовалось наладить отноше-
ния враждую щих на почве кровной мести
тухумов или решить какие-либо вопросы
земельных, семейно-брачных отношений.
Примечательно, что в числе немно-
гих бо лее известных жителей города
12
Кизляра он обратился с хвалебным пись-
мом к царю Александру II в связи с по-
бедой русского оружия в русско-турец-
кой войне 1877 г. и взятием крепости
Карс. Перевести это письмо-обращение
(очевидно, с тюркского) на русский язык
было доверено лишь Д.-М. М. Шихалие-
ву. (В конце письма сохранилась помет-
ка: «Перевод осуществил подполков ник
Шейх Али. Кизляр, 12 ноября 1877 г.» (См.
ЦГА СО ССР. Ф. 12. Оп. 2. Д. 1085. Л. 130).
Нельзя не отметить, что эта биогра-
фичес кая справка о дагестанском уче-
ном-историке и военном деятеле далеко
не полна, как не полны и наши сведения
о его деятельности на научном поприще.
Предстоит еще боль шая работа в архивах
по выявлению доку ментальных материа-
лов, касающихся Д.-М. М. Шихалиева, и
в первую очередь в архи вах Ставрополь-
ского края и Москвы.
До недавнего времени принадлежность
исследования «Рассказ кумыка о кумы-
ках» Д.-М. М. Шихалиеву оставалась
спорной, ибо оно было подписано псев-
13
донимом «Кумык». Заслуга в установле-
нии авторства ученого и в выяв лении его
биографических данных при надлежит
известному советскому кавка зоведу и
историографу М.О. Косвену, сделавшему
большой вклад в развитие исторической
науки на Кавказе, в частности в Дагеста-
не (см. «Материалы по истории этногра-
фического изучения Кавказа в русской
науке» – Кавказский этнографический
сборник. М., 1955, 1958. I–II. – С. 214, 336).
Перу Шихалиева, кроме вышеуказан-
ного фундаментального труда, принад-
лежат и другие работы, в том числе
известные нам на сегодняшний день на-
учные статьи: под писанное «Давыдом
Шихалиевым» письмо редактору газеты
«Кавказ» (Газ. «Кавказ». Тифлис, 1849.
№ 14), в котором автор высказывает свою
точку зрения на происхождение русских
(русов) от аорсов; статья о «необыкно-
венном метеоре», вызвавшем много-
численные толки у суеверных горцев
(Сб. «Статьи и за метки «Терских ведомо-
стей». 1875. С. 7). Самой крупной из числа
14
последних работ Д.-М. М. Шихалиева по-
сле «Рассказа кумы ка о кумыках» мы счи-
таем составление в 1850-х гг. «Народных
юридических обычаев у кочевых мусуль-
ман Ставропольской губернии», где речь
идет об обычном праве ногай цев, тур-
кмен и других народов многонациональ-
ного региона.
Есть основание полагать, что Ши-
халиев принимал участие в собирании
адатов кумы ков. Известно, что в пере-
писке Кавказского горского управления,
относящейся к сбору сведений об адатах
в 40-х годах прошлого столетия, Шиха-
лиев упоминается несколько раз.
В докладах заведующего Канцеляри-
ей по управлению мирными горцами
подполковни ка Бибикова от 1 февраля
1841 г. и от 18 декабря 1842 г. на имя ко-
мандующего вой сками Кавказской линии
генерала Голови на «О собирании правил
адата и о переводе книг шариата», а так-
же о том, кому эту работу следует пору-
чить, кроме горцев майора Шарданова,
штабс-капитана Шоры Ногмова, пору-
15
чика Магомеда Дударова, флигель-адъ-
ютанта полковника Хан-Гирея и кумыков
гвардии штабс-ротмистра князя Хасая
Уцмиева, капитана Касима Курумова и
находив шегося на службе в Кавказско-
Горском по луэскадроне аксайского кадия
Юсупа Клычева, «знающего хорошо по-
арабски», дваж ды назван штабс-капитан
Девлет-Мирза Шихалиев.
Очевидно, нам известно далеко не все
ли тературное наследие ученого. Мы
не знаем, например, остались ли после
его смерти ру кописи трудов, а если оста-
лись, какая судь ба их постигла.
Переходя к основному труду
Д.-М. М. Ши халиева «Рассказ кумыка
о ку мыках», надо прежде всего отметить,
что это, безусловно, весьма ценное ис-
следование о кумыках и других соседних
народах.
Оно содержит подробную характе-
ристику Кумыкской плоскости на фоне
географии всего Дагестана; автор под-
робнейшим обра зом останавливается
на проблемах проис хождения кумыков,
16
анализирует их социаль ный строй. Как
никто до него, Шихалиев подробно опи-
сывает сословное деление, де тально и
весьма квалифицированно харак теризуя
каждую в отдельности социальную кате-
горию кумыкского общества. Д.-М. Ши-
халиев описывает образ правления
в засулакских феодальных владениях,
существовавшие здесь подати и повин-
ности и т. д. В работе рассматриваются
также многие воп росы обычного права,
суда по адату и шариату. Во всех этих во-
просах Шихалиев выска зывает глубокие
мысли, свидетельствующие о широте его
кругозора и хорошем знании всеобщей
истории и истории Дагестана.
Автор широко пользуется ранними
источ никами, прежде всего доступной
ему истори ческой литературой по исто-
рии хазар, кыпчаков, кочевавших в се-
верокавказских сте пях, в том числе и
на Терско-Сулакской низ менности; также
широко привлекаются ле генды и преда-
ния о взаимоотношениях раз ных племен,
кочевников и аборигенов.
17
Излагая свою точку зрения на проис-
хождение кумыков, Шихалиев справед-
ливо ука зывает, что они сформировались
как народность с участием хазарского
элемента, а в этнониме хазар он видит
объединение разноэтнических племен,
в том числе и кипчаков. Однако вызыва-
ет сомнение тезис автора о том, что «ядро
для хазар» составляли кипчаки и что
древние обитатели Кумыкской равнины
под натиском кочевников в разные пери-
оды были оттеснены в горы и там усво или
язык окружающих горцев, т. е. ассими-
лировались с ними.
Большое место в труде Шихалие-
ва зани мает история кумыков, начиная
с древней ших времен. Освещая процесс
дробления Тарковского шамхальства и
появление уде ла Султан-Мута – родона-
чальника засулакских владетелей, автор
четко показывает центробежную тен-
денцию феодальной знати Кумыкии. Он
пишет, что до феодального дробления
шамхальство Тарковское прости ралось
от Кайтага до кабардинских земель, и,
ссылаясь на исторические предания и
18
доступную ему историческую литерату-
ру, ука зывает, что пункт «Червленая пе-
реправа... был в то время границей между
древним Дагестаном и Кабардою».
С большим интересом читаешь све-
дения автора о некоторых более древних
феодаль ных правителях Кумыкской пло-
скости, имевших прозвище «бурчебий»
(«блоховые князья», очевидно, из-за их за-
нятия ското водством), позднее подпавших
под власть Султан-Мута и его потомков.
Большого внимания заслуживают
данные автора о повторном заселении
Терско-Сулак ской низменности в после-
монгольский пери од выходцами из цен-
тральной Кумыкии, шамхальства Тар-
ковского, горных местнос тей, а также
о вассалитете, о периоде его расцвета и
упадка после присоединения Да гестана
к России.
Однако, отдавая должное замечатель-
ному труду Шихалиева, положившего
начало на учному изучению кумыкской
народности, мы не можем согласиться
с рядом его выводов и оценкой историче-
ских событий.
19
Обращает внимание критическое
отно ше ние автора к некоторым вопросам,
связан ным с социально-экономическим
строем, со словными отношениями, клас-
совой борьбой в кумыкском обществе,
колониальной поли тикой. Так, касаясь
положения рабов в фео дальной Кумыкии,
Д.-М. Шихалиев пишет: «Вообще рабы ку-
мыков не обременены из лишними работа-
ми, как можно бы было это предполагать:
они вместе со своими госпо дами состав-
ляют одно семейство, работают для них,
как для себя. Зато владельцы обра щаются
с ними довольно ласково, извиняют их
недостатки и редко прибегают к строгим
наказаниям» (Газ. «Кавказ», 1848. № 43).
Дума ется, что трудно согласиться с такой
харак теристикой положения рабов, кото-
рые были совершенно бесправны, подвер-
гались жесто кой эксплуатации, продава-
лись, обменива лись на вещи и т. д.
Нельзя забывать, что Д.-М. Шихалиев
был сыном своего времени, своего класса,
и этим можно объяснить своеобразное
понимание им взаимоотношений классов
и различных сословий.
20
При всем этом труд Шихалиева явля-
ется большим вкладом в кавказоведче-
скую нау ку, важнейшим источником, все-
сторонне и ярко отражающим историю
кумыкского на рода и Дагестана в целом,
ценным пособием, к которому должен
обращаться всякий, кто изучает историю
феодального общества Да гестана.
В настоящее время исследование
Д.-М. Ши халиева «Рассказ кумыка о ку-
мыках», опуб ликованное на страницах
газеты «Кавказ» более 140 лет тому на-
зад, представляет со бой библиографи-
ческую редкость. Давно назрела необхо-
димость переиздания этого уникального
исследования, однако тот жест кий иде-
ологический контроль, который довлел
над печатными органами еще в не давнем
прошлом, не позволял пробиться этой
книге в свет. На самого Шихалиева был
на вешен ярлык «человека прошлого».
Настоя щей работой мы пытаемся восста-
новить справедливость и отдать должное
замечательной личности Д.-М. Шихалие-
ва и его бесценному труду.
21
Данное издание снабжается самыми
необ ходимыми примечаниями и коммен-
тариями. Учитывая научную ценность
исторического документа, издательство
публикует текст «Рассказа» в том виде,
в каком он был отпе чатан в газете «Кав-
каз», сохранив почти без изменения
стиль и орфографию автора, а также ре-
дакционные ремарки.
Одновременно мы нашли целесо-
образным здесь же поместить в качестве
приложения и другой труд Д.-М. Шиха-
лиева – «Народные юридические обычаи
у кочевых мусульман Ставропольской
губернии», опуб ликованный в газете
«Ставропольские гу бернские ведомости»
в 1879, за №№ 10–14 с подробным преди-
словием подписавшегося «А» (не Авгу-
стинович ли, который был хо рошо зна-
ком с Д.-М. М. Шихалиевым?).
С. Ш. ГАДЖИЕВА,
доктор исторических наук
 
 
Содержание:
С. Гаджиева. Д.-М. М. Шихалиев и его труд
«Рассказ кумыка о кумыках».........................3
Рассказ кумыка о кумыках..........................22
Комментарии................................................118
ПРИЛОЖЕНИЕ
Народные юридические обычаи у кочевых
мусульман Ставропольской губернии.....172
Права лиц в мусульманских
обществах..........................................................185
Законы и обычаи, общие в мусульманских
обществах..........................................................193
Законы частные в мусульманских
обществах......................................................202
Законы частные в мусульманских
обществах......................................................214
От редакции..................................................222
 
 
 
 
<< В начало < Предыдущая 121 122 Следующая > В конец >>

Всего 1211 - 1217 из 1217
Новости
События, к которым приурочен этот праздник, произошли в 1741 году. В середине 18 века великий иранский полководец Надир-шах во главе хорошо вооружённой армии двинулся на Кавказ… Он намеревался двумя огромными колоннами пройти через Дербент, Кайтаг и шамхальство Тарковское на столицу Мехтулинского ханства Дженгутай с одной стороны и через Шах-Даг, Могу-даре, Кази-Кумух и Хунзах – с другой, чтобы в результате покорить весь Дагестан. Суждено ли было претвориться планам завоевателя, вы узнаете из исторического романа Шапи Казиева «Крах тирана». Вы также узнаете, как на борьбу с врагом собрались добровольцы со всех концов Аварии. Гидатлинцы, карахцы, чамаляльцы, багуляльцы, койсубулинцы массами вливались в боевые дружины, готовящиеся к тяжёлому бою. С тыла противника пробивались в Андалал лакцы, лезгины, даргинцы, кумыки, табасаранцы, кубачинцы, аджарские ополченцы… Приобрести книгу Шапи Казиева «КРАХ ТИРАНА» можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной. Добро пожаловать!
15 Сентябрь 2018
Медленно поднявшись из сумрака ущелий, клочья тумана слились на рассвете постепенно в безбрежную пелену, которая непроницаемой завесой прикрыла собой по всей многокилометровой длине величественные скалы Турчи-Дага. Туман продолжал уныло и таинственно висеть на склонах хребта до самого восхода солнца, а потом лениво отступил в сторону Мегебской котловины, превращаясь в облака. Эту живую картину природы я наблюдал не так давно, будучи в родном ауле Согратль. И она, знаете, невольно напомнила о предании, гласящем, что «гроза Вселенной» Надиршах в тот далёкий сентябрьский день 1741 года, выглянув рано утром из своего шатра на Турчи-Даге и увидев за порогом такую же стену густого тумана, был сильно раздосадован. Ещё бы! Ведь завоевателю не терпелось осмотреть с высоты Турчи-Дага неприятельскую сторону и боевые порядки своих многочисленных войск. Нужно было до начала битвы оценить опытным взглядом полководца, достаточно ли выгодны для броска вперед позиции, занятые конницей, а тут с рассвета этот проклятый туман, словно повязка на глазах, не дающий дальше пяти шагов ничего разглядеть. Неожиданный каприз погоды мог предопределить весь ход намеченного вторжения в Аварию. Пока туман будет окутывать окружающую местность, о вступлении в битву не могло быть и речи. Больше всего боялись шахские военачальники засады андалалцев. Пользуясь непогодой, отлично зная каждую тропинку, каждый косогор и лощину, они могли проникнуть незаметно в расположение войск, рассечь их, вызвать панику. Ждать, терять время – значило упустить главный шанс успеха. Ведь силы горцев могут быстро расти за счёт отрядов, прибывших со всех уголков нагорья. Не вступая в разговор ни с кем из окружающей свиты, шах продолжал стоять перед шатром, как изваяние. Только нервно вздрагивающие брови и шепчущие молитву губы выдавали тревожное состояние его души. О чём думал Надир? Может, вспомнил, как шесть лет назад, в 1735 году, захватив Кумух – цитадель легендарного Сурхай-хана, он дошёл, преследуя временно отступающие в Андалал остатки сурхаевского отряда, как раз до этих мест и не решился двинуться дальше? Или занимали его мысли о том, как расправиться с гордым ханом Аварии и особенно с кадием, правителем вольного общества Андалал? Они не только отвергли его требования о безоговорочной сдаче и уверениях в покорности, но и дерзко заявили о решимости прогнать чужеземцев. Говорят, что по указанию шаха в Согратль, в резиденцию кадия Андалалского вольного общества, прибыл специальный гонец. Он вручил кадию письмо с ультимативным требованием покориться и ещё мешок пшена: у меня-де столько воинов, сколько зёрен в этом мешке, считаю сопротивление безумием. Посовещавшись, андалалцы решили «деликатно» откликнуться на требование шаха, вернув ему мешок пшена и в придачу к нему петуха. Это означало: как бы много зерна у вас ни было, его переклюёт даже общипанный петух. Шах был сильно разгневан дерзостью кадия и его приближённых. – Аллах великодушен, о всесильный шах! Туман, наконец, покидает горы. Вон и луч солнца заиграл, – отвлёк Надира от мрачных раздумий один из визирей. Да, туман начал рассеиваться, обнажились склоны гор Андалала, и шах с нескрываемым интересом обратил свой колючий взор в сторону расположенного далеко внизу Согратля, откуда ему накануне вечером гонец привёз от имени кадия общипанного петуха. Сколько стран покорил Надиршах, сколько падало перед ним на колени разных правителей, а такого не было, чтобы над ним насмехались. Ну, держитесь теперь, пастухи! В собственной крови купаться будете. Шах махнул рукой. Гулко ударили пушки, поднялся неистовый грохот ружейной пальбы, засверкали сабли. Началось... Не знал хвастливый Надир – «гроза Вселенной», чем обернётся для него это сражение с горцами. Представить себе не мог, что в местности Хициб, близ Согратля, у подступов к Чоху и Бухтибу, под Мегебом и Обохом он потеряет убитыми свыше 20 тысяч воинов, что будут растоптаны, разорваны в клочья знамёна, реявшие над его ратью в походах в Индию и Афганистан, что будет рассеяна и превращена «пастухами» в бегство его знаменитая гвардия. Что он сам чудом спасётся от плена, а личный секретарь Мехти-хан назовёт этот горный край «областью несчастий» для Надира и его войск. В истории войн прошлого немало примеров участия в битвах с завоевателями наряду с мужчинами и женщин. О том, что женщины сёл Андалалского вольного общества не только сами отважно бились с врагами, но и поддерживали морально воинов, свидетельствует множество дошедших до нас народных сказаний, песен. Облачённые в мужскую одежду, женщины обеспечивали тактику применения против Надиршаха своеобразной военной хитрости. Когда мужчины отбивали яростные атаки многократно превосходящих сил врага, несколько сот женщин в папахах, с оружием, поднимая облака пыли, двигались со стороны верхней окраины аула к линии битвы, а как только оказывались внизу, на невидимой из шахской резиденции части дороги, они поворачивали в ущелье и по руслу речки Нур-Ор вновь выходили на прежнюю позицию, чтобы снова двигаться навстречу противнику. Такими маневрами женщины создавали у неприятеля ложное представление о подкреплении сил дагестанцев, что заставляло Надиршаха перераспределять свои силы на передовой, перебрасывать ударные отряды туда, где они чаще всего попадали в ловушку. Более чем десятилетняя борьба народов Дагестана с иранскими завоевателями и увенчавшие её победой сражения в Аймакинском ущелье и вблизи Согратля – это неисчерпаемо богатая тема для произведений литературы и искусства... Как бы советская официальная история не игнорировала и не замалчивала эти события, живы в памяти народов Страны гор исторические страницы совместной героической борьбы с завоевателями. Вспомним, как в тревожные августовские дни 1999 года дагестанские ополченцы ещё в начале боевых действий с железной твёрдостью заявили на митингах, что не уронят чести предков, не преклонивших колени даже перед «грозой Вселенной» Надиршахом. И они на деле это подтвердили в схватке с вторгшимися в Дагестан отрядами международных террористов. Представляется мне, что именно тогда член Госсовета РД, генеральный директор ОАО «Дагэнерго» Г. М. Гамзатов и решил осуществить давно занимавшую его идею об увековечении героического подвига народов Дагестана, одержавших убедительную победу над многократно превосходящими численностью ордами иноземцев. Подвига не только оружия, но и народного патриотизма и самопожертвования. Г. М. Гамзатов, оказывавший активную поддержку в разгроме бандформирований в Андийском направлении фронта, видел не раз, как бесстрашно шли ополченцы защищать свою землю. Ведь не секрет, что первоначально при острой нехватке огнестрельного оружия андийцы умело применяли против врагов тактику боя, которой пользовались воины Андалалского вольного общества против шахских войск. Признаться, не одно поколение согратлинцев испытывало на себе чувство какой-то, что ли, стыдливой неловкости из-за того, что, кроме устного и скромного литературного отображения великой победы по сути небольшой горстки народов Дагестана над полчищами всемогущего владыки Востока, нет на месте этих исторических событий ничего эпического, памятного для зрительного восприятия. Конечно же, не раз заявляли о себе настоящие патриоты, вносившие конкретные предложения по созданию какого-либо памятника, обелиска. Но благие намерения тонули в сутолоке повседневных будничных дел. Или не давало им осуществиться равнодушие чиновников, да и настойчивости самим инициаторам, видимо, не хватало, чтобы довести дело до конца. Помнится, несколько энтузиастов к 230-летию разгрома Надиршаха решили установить у дороги, недалеко от того места, где произошло наиболее упорное сражение, обелиск, надпись на котором являлась бы напоминанием о героическом прошлом Дагестана. Но в Гунибском райкоме партии, узнав об этой идее, выразили опасения, что это может нанести вред отношениям нашей страны с Ираном (?!). Так была похоронена замечательная возможность с эффектом и без ущерба интересам каких-либо государств использовать героические и боевые традиции народа в патриотическом воспитании молодёжи. Г. М. Гамзатов не стал оглядываться, следуя принципу «как бы чего не вышло», а взял инициативу в свои руки. И результат сегодня виден всем. Там, где 263 года тому назад (статья была написана 14 лет назад ныне покойным Магомедом Абигасановым. – Ред.) объединёнными силами дагестанцев было разгромлено 50-тысячное войско Надиршаха, мы видим прекрасный мемориальный комплекс «Ватан» – воплощённую в камень вечно живую память благодарных потомков о мужестве, героизме и любви к родной Отчизне своих славных прадедов.
15 Сентябрь 2018
В преддверии официального празднования Дня единства народов Дагестана, приуроченного к вторжению в Дагестан и позорному разгрому объединёнными силами горцев Грозы Вселенной Надиршаха и его 100-тысячной армии, хочется вспомнить о событиях вновь объединивших дагестанские народы. 7 августа 1999 года была вписана ещё одна – после Кизляра и Первомайского – чёрная страница в новейшую историю Дагестана. В руках политических экстремистов оказались несколько высокогорных аулов Ботлихского района. Прелюдией к этой противозаконной акции послужили события, произошедшие 2-3 августа в соседнем Цумадинском районе. Не только тогда, но и гораздо раньше много говорили о том, что над этим регионом собираются грозовые тучи. Тем не менее адекватные меры не были приняты. Федеральные и республиканские власти надеялись на мирное разрешение конфликта, хотя и чувствовали всю сложность складывающейся там ситуации. 15 сентября — министр обороны РФ Игорь Сергеев доложил председателю Правительства РФ Владимиру Путину, что территория Дагестана полностью освобождена от террористов… Как развивались события в те трагические для Дагестана дни, вы узнаете из книги-фоторепортажа «Суровое лето 99-го». Несмотря на то, что на некоторых снимках запечатлены лица, вставшие на путь преступности, – это тоже история, и её не сотрёшь, – в книге много памятных фотографий: как для самих героев – участников тех событий, так и для героической летописи новейшей истории Дагестана. Здесь ещё живы министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Магомедсалих Гусаев, командир дагестанского СОБРа Арзулум Ильясов, замминистра внутренних дел РД Магомед Омаров... «Взятые на мушку» за активную борьбу против террористов, они погибнут от их рук позднее… Рассказать о фоторепортаже невозможно – читатель должен сам листать книгу, восстанавливая по фотографиям Хаджи-Мурада Зургалова военную хронику августа 99-го. Приобрести книгу «Суровое лето 99-го» можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной. Добро пожаловать!
14 Сентябрь 2018
Сегодня нашему знаменитому земляку, сыну аула Цада и Вселенной – Расулу Гамзатову, исполнилось бы 95 лет. Талантливый поэт и писатель, патриот своей родины до последнего вздоха, он был «визитной карточкой» Дагестана – его он воспевал всю жизнь. Влюблённый в женщин всей планеты, он посвятил им немало стихов и поэм.С уходом Расула Гамзатова осиротел наш Дагестан, превратился в пасынка. И женщин, не познавших любви, становится всё больше! Откройте любую книгу Расула Гамзатова, вчитайтесь в мудрые, лаконичные, певучие строки своего земляка, прочувствуйте их. И вам откроются настоящие истины – именно ради них стоит жить, творить и бороться. Цитирующий наизусть Расула Гамзатова не станет подонком, не предаст, не убьёт, не будет любой ценой рваться во власть… У нас ещё есть время остановиться и задуматься: кто, если не я, спасёт оказавшийся на краю бездны истерзанный, преданный и проданный Дагестан. Как это сделать? Читайте Расула Гамзатова! ДВЕ ПРИЧИНЫ Чтобы рвануться в схватку, у мужчины Есть только две достойные причины. И первая: родной страны защита, Граница чья пред недругом закрыта. Вторая – долг, что предками завещан, Мужчинам всем повелевает он: Собой рискуя, защищайте женщин, Как на дуэлях пушкинских времён. Чтоб песню спеть, от века у мужчины Есть только две достойные причины. И первая: любовь к земле родимой, Которая вошла нам в плоть и кровь И сделалась звездой неугасимой. Вторая – это к женщине любовь! Книги Расула Гамзатова можно приобрести в салоне «Эпоха», где проходит выставка-продажа книг поэта, – «Мой Дагестан», «Берегите друзей», «Молитва», «Очаг мой, Дагестан», «Целую руки матерей»… Найти нас несложно, мы находимся в центре города, на углу улиц Коркмасова, 13 «а»/ Толстого, 6 (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной. Добро пожаловать! P.S. Если у вас не хватает времени на посещение нашего салона, вы можете заказать бесплатную доставку книг (общая стоимость заказа не менее чем на 1000 руб.), позвонив по телефонам: 8-988-293-24-12 или 68-25-69. Напоминаем также, что дешевле эти книги нигде не купить, – у нас складские цены.
08 Сентябрь 2018
Сегодня в республике стартуют мероприятия (с 6 по 10 сентября), посвящённые Гамзатовским дням, – 8 сентября Расулу Гамзатовичу Гамзатову исполнилось бы 95 лет. На «Белые журавли» в республику съедутся поэты, писатели, деятели культуры из разных уголков России и зарубежья. И каждый из них захочет увезти с собой «частичку» нашего прославленного земляка, всемирно известного поэта из Цада. В эти дни в салоне «Эпоха» проходит выставка-продажа книг Расула Гамзатова. «Мой Дагестан», «Берегите друзей», «Молитва», «Очаг мой, Дагестан», «Целую руки матерей»… – любая из этих книг будет не только памятью о поэте и Дагестане, но и прекрасным презентом: томик стихов Расула Гамзатова, полученный в подарок, обрадует любого. Найти нас несложно, мы находимся в центре города, на углу улиц Коркмасова, 13 «а»/ Толстого, 6 (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной. Добро пожаловать! P.S. Если у вас не хватает времени на посещение нашего салона, вы можете заказать бесплатную доставку книг (общая стоимость заказа не менее чем на 1000 руб.), позвонив по телефонам: 8-988-293-24-12 или 68-25-69. Напоминаем также, что дешевле эти книги нигде не купить, – у нас складские цены.
06 Сентябрь 2018
В Фейсбуке недавно бурно обсуждалась книга «Аварских проклятий», которую никто не видел, но каждый хотел бы иметь – и вовсе не для того, чтобы пустить в ход свой язычок. Книга эта так и не стала нашим достоянием, однако вспомнилось о ней в связи с поэмой в прозе Расула Гамзатова «Мой Дагестан». О проклятиях. Когда я писал поэму «Горянка», мне понадобилось проклятие, которое нужно было вложить в уста злой женщины из поэмы. Мне сказали, что в одном далёком ауле живёт пожилая горянка, которую никто из соседок не может переругать. Я тотчас отправился к удивительной женщине. Добрым весенним утром, когда не хочется ругаться и проклинать, а хочется радоваться и петь, я переступил порог нужной мне сакли. Простодушно рассказал я старой горянке, зачем пришёл. Так, мол, и так, хочу услышать от вас проклятие покрепче, я его запишу и вставлю в поэму. – Чтобы отсох твой язык, чтобы забыл ты имя своей любимой, чтобы твои слова не так понял человек, к которому тебя послали по делу, чтобы забыл ты сказать слова привета родному аулу, когда будешь возвращаться из далёкого странствия, чтобы ветер свистел в твоём рту, когда он останется без зубов... Сын шакала, могу ли я смеяться (да лишит тебя Аллах этой радости!), если мне невесело? Дорого ли стоит плач в доме, в котором никто не умер? Могу ли я сочинить тебе проклятие, если меня никто не обидел и не оскорбил? Ступай, не приходи ко мне больше с такими глупыми просьбами. – Спасибо, добрая женщина, – сказал я и ушёл от порога её сакли. По дороге я думал: «Если она без всякой злобы, так сказать, с ходу выпалила на мою голову такое виртуозное проклятие, что же она швырнёт в лицо тому, кто её по-настоящему разозлит?» Я думаю, что со временем кто-нибудь из дагестанских фольклористов составит книгу из горских проклятий, и тогда люди узнают меру изобретательности, меру изощрённости, меру фантазии горцев, а также и меру выразительности нашего языка. В каждом ауле свои проклятия. Берегитесь палящего гнева проклятий! В одном из них вы уже связаны по рукам и ногам – незримыми путами, в другом – вы уже в гробу, в третьем – ваши глаза вывалились в тарелку, из которой вы едите, в четвёртом – ваши глаза катятся по острым камням и пропадают в ущелье. Проклятие насчёт глаз считается одним из самых страшных. Это проклятие из проклятий. Но всё же есть и страшнее его. В одном ауле я слышал, как ругались две женщины: – Да лишит Аллах твоих детей того, кто мог бы их научить языку. – Нет, пусть Аллах лишит твоих детей того, кого они могли бы научить языку! Вот какие страшные бывают проклятия. Но и без всяких проклятий в горах лишается уважения тот человек, который не уважает родной язык. Мать-горянка не будет читать стихи сына, если они написаны на испорченном языке. Вот вам и ещё одна злободневная тема – родной язык. Уж сколько копий сломано, сколько коридоров и чиновничьих кабинетов пройдено, сколько писано и сказано с высоких трибун в защиту родных языков, однако волевым решением сверху многие из этих «звёзд» сегодня обречены на затухание. В том же Фейсбуке читаем, что дагестанские меценаты выделили 50 млн рублей на учебники по родным языкам. Каждому из них хочется сказать – Спасибо! Дай вам Всевышний здоровья и удачи! Приобрести книгу Расула Гамзатова «Мой Дагестан» можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной. Добро пожаловать!
05 Сентябрь 2018
Copyright © ООО "ИД "Эпоха" 2005 г.
Вход для администратора