На главную
Последние поступления
Фотогалерея
Журналы
Наши книги
Контакты
Интернет-магазин
Купить вне Дагестана
Благотворительные издания
Книга отзывов
Блог





Все новости
"Открытая книга" стартует 29 февраля
22.02.2008
29 февраля в 19 - 20 на канале "Россия" выйдет в эфир первая программа о книгах, созданная совместными усилиями Издательского дома "Эпоха" и телерадиокомпанией "Дагестан".
 
Новости 2008 г.
12.02.2008
новости
 
"Эпоху" поблагодарили!
31.01.2008
Управление делами Президента РД прислало в адрес ИД "Эпоха", письмо, в котором наш коллектив благодарят за помощь в проведении первой общедагестанской новогодней елки.
 
Телевизионный проект "Эпохи"
30.01.2008
ИД "Эпоха" совместно с книготорговым центром "Арбат-Медиа" и телекомпанией "Дагестан" готовит пилотный выпуск телевизионной передачи "Открытая книга"
 
Наш сайт пройдет реконструкцию
29.01.2008
В ближайшее время сайт издательского дома "Эпоха" претерпит существенные изменения.
 
Вышел в свет первый в этом году номер детского журнала
24.01.2008
Первый в этом году номер журнала "Детский годекан. Малыш" поступил в продажу. Отметим, что у журнала уже есть свои постоянные читатели, которые снетерпением ждут выхода в свет очередного номера.
 
Дагестанские Святыни. Книга 3
01.01.2001

 

 
 
Книга посвящена выдающимся явлениям в жизни дагестанского общества, известным городам и культурным, экономическим и административным центрам, объектам культурно-исторического наследия – памятникам письменной культуры, археологии, архитектуры, видным общественным и политическим деятелям.
Представляет интерес не только для ученых – для всех, кто интересуется историей родного края.
 

 
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы представляем читателю третью книгу «Дагестанские свя-
тыни», подготовленную дагестанскими учеными – сотрудника-
ми Института истории, археологии и этнографии Дагестанс-
кого научного центра РАН и Дагестанского государственного
университета. В ее создании участвовали видные специалисты
– историки, археологии, искусствоведы, востоковеды, литера-
туроведы.
Как и предыдущие выпуски, эта книга посвящена выдаю-
щимся явлениям в жизни дагестанского общества, известным
городам и культурным, экономическим и административным
центрам, объектам культурно-исторического наследия – па-
мятникам письменной культуры, археологии, архитектуры, а
также видным общественным и политическим деятелям.
Книга открывается разделом «Древняя земледельческая куль-
тура», в котором представлена обстоятельная и концептуальная
статья проф. М.А. Агларова «Восьмое чудо света – земледельчес-
кие террасы на горных склонах», в которой рассказывается о
крупнейшем памятнике и достижении народной агрикультуры,
обосновывается мысль о том, что Дагестан входил в число древ-
нейших исходных центров террасных технологий.
Раздел «Аулы – столицы, крупные административные и
торгово-экономические центры» включает несколько статей
о замечательных дагестанских селениях – Кубачи (А.М. Маго-
медов), Курах (З.А. Магомедова, М.К Османова) и Гергебиль
(З.Б. Ибрагимова). Авторы привлекли много новых и ценных
документальных данных.
Богато представлен также раздел «Мир памятников письмен-
ной культуры». В статье проф. А.Р. Шихсаидова «Зерехгеранская
школа переписчиков» рассказывается о работе профессиональ-
ных переписчиков-катибов XV–XVII вв. из Зерехгерана, созда-
телях самобытного, самостоятельного и популярного в Дагеста-
не «цеха тиражирования рукописной книги». В статье «“Байан
ал-хакаик” – духовный журнал ученых-арабистов Дагестан»
А.Р. Наврузов продолжает традицию изучения дагестанской
оригинальной периодической печати на арабском языке. Немец-
кий ученый проф. М. Кемпер посвятил свою статью памятникам
обычного права на арабском языке – адатным нормам дагестан-
ских общин XVIII–XIX вв.
Представленный сборник продолжает изучение культовых
сооружений Дагестана. Статья проф. М.С. Гаджиева рассказы-
вает об уникальном средневековом мусульманском культовом
памятнике «Ворота Судного дня» (араб. Баб ал-кийама) в Де-
рбенте, открытом и исследованном Дербентской археологичес-
кой экспедицией.
Статья З.Ш. Закарияева впервые дает подробное описание
двух замечательных памятников культовой архитектуры – Ми-
шлешской соборной мечети XI-XV вв. и Хрюгской соборной ме-
чети начала XVIII в. Их богатые по содержанию эпиграфические
тексты, многие из которых впервые вводятся в научный оборот,
воссоздают историю этих памятников культовой архитектуры.
В третьей книге «Дагестанские святыни» впервые откры-
вается раздел «Выдающиеся сыны Дагестана». Н.А. Тагирова
в своей статье подробно рассказывает о жизни и творчестве
крупного ученого, философа, поэта Гасана-эфенди Алкадари, о
его не дошедшей до нас коллекции рукописей. Очерк чл.-корр.
РАН, проф. А.И. Османова посвящен героической жизни и
трагической судьбе Джелалутдина Коркмасова, выдающегося
государственного и общественно-политического деятеля Да-
гестана и России.
Первая и вторая книги серии «Дагестанские святыни» полу-
чили широкую общественную известность, они были отмечены
дипломами лауреата на международных книжных выставках в
Санкт-Петербурге и Сочи. Книга первая рекомендована Фон-
дом развития отечественного образования «для использования
в учебном процессе к переизданию для широкой научной обще-
ственности в России и за рубежом». Надеемся, что и очередная
книга также не пройдет незамеченной и послужит делу популя-
ризации и ознакомлению широкого круга читателей с Дагеста-
ном и его людьми, с замечательными памятникам культурно-
исторического и духовного наследия народов Страны гор.
 
 
А.Р. ШИХСАИДОВ 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Шихсаидов А.Р.
Предисловие ...............................................................................................................5
ДРЕВНЕЙШИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ ДАГЕСТАНА
ДРЕВНИЕ ГОРОДА ДАГЕСТАНА
Агларов М.А.
Восьмое чудо света – земледельческие террасы на горных склонах ............8
Гаджиев М.С.
«Ворота судного дня» в Дербенте .........................................................................30
АУЛЫ-СТОЛИЦЫ:
КРУПНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
Магомедова З.А., Османова М.Н.
Курах – столица Кюринского ханства ..................................................................54
Ибрагимова З.Б.
Гергебиль – аул-крепость (исторические вехи) .................................................79
МИР ПАМЯТНИКОВ ПИСЬМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Шихсаидов А.Р.
Зерехгеранская школа переписчиков ..................................................................116
Наврузов А.Р.
«Байан ал-хакаик» (1925–1928) – духовный журнал ученых арабистов
Дагестана .....................................................................................................................147
Кемпер М. (Амстердам)
Арабоязычная этнография адата по русскому заказу? ....................................175
КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДАГЕСТАНА
Закарияев З.Ш.
Соборные мечети в Хрюге и Мишлеше как выдающиеся памятники
историии культуры Дагестана ...............................................................................192
ВЫДАЮЩИЕСЯ СЫНЫ ДАГЕСТАНА
Тагирова Н.А.
Гасан Алкадарский и его книжная коллекция ..................................................244
Османов А.И.
Выдающийся государственный и общественно-политический деятель
Дагестана и России ...................................................................................................298 
 

 
Редакционный совет:
Х.А. Амирханов, Г.М. Гамзатов, А.Р. Шихсаидов
Редакционная коллегия:
М.С. Гаджиев
А.Р. Наврузов
А.Р. Шихсаидов (отв. ред.)
Д-14 Дагестанские святыни: Кн. 3 / Сост. и отв. ред.
А.Р. Шихсаидов. – Махачкала: Издательский дом «Эпоха»,
2013. – 320 с.: ил.
 
ISBN 978-5-98390-115-5 
ББК 63.223(2Р-6Д)
УДК 930
© А.Р. Шихсаидов, сост. и отв. ред., 2013
© Серия «Духовный мир дагестанцев», 2013
ISBN 978-5-98390-115-5 © Издательский дом «Эпоха», 2013
 
 
Шурпаева
19.12.2000
Мало написать рассказы, надо их еще правильно расположить!
В «Преданиях…» первый же рассказ – о Серажутдине Гаджиеве – просто потрясает! Прочитав его, я рассказывала об этом необыкновенном человеке родным и знакомым, восклицая: ну почему, почему снимают и показывают по ТВ какие-то из пальца высосанные глупые мыльные оперы, когда сама жизнь сложила невыдуманный сюжет про такого человека – авиатора и ювелира, байкера и дипломата, оружейника и царедворца в одном лице? Где сценаристы? Вот что надо снимать – и оно будет смотреться на одном дыхании! Ну а дальше – один рассказ за другим, будто переплетение нитей в ковре рождает неповторимые узоры. Автор рассказывает спокойно, как бы отстраненно, лишь очень редко позволяя себе собственную оценку событий; она ничего не выдумывает, не приукрашивает – просто рассказывает былое, как и до нас передавали его из уст в уста, и особую достоверность придают рассказам их концовки: дочь нашего героя живет там-то, внук работает тем-то… Вот она – живая связь прошлого, настоящего да и будущего!
Перед читателем точно разворачивается свиток времен, где высоты мужества, благородства и самопожертвования соседствуют с безднами подлости, жестокости и произвола… И понимаешь, что люди во все времена остаются людьми и что зарвавшийся нукер Агалар-хана так же мало отличается от опьяненного вседозволенностью нквдэшника, как отважный и благородный Сурхай-хан от своих потомков – полковника, георгиевского кавалера Сурхайханова Шейх-Ахмед-бека или дважды орденоносного героя Великой Отечественной Сурхайханова Мухтара; что легендарную Азажу вела в родные места та же высокая любовь к Родине, ради которой и Гулизар Мамедова пробиралась из благополучного Тегерана в советскую Россию, чудом не погубив при этом себя и детей…
Точно в «Человеческой комедии» Бальзака, в последующих рассказах встречаешь людей, уже знакомых по эпизодам рассказов предыдущих, и радуешься этим встречам-узнаваниям, и уже словно свой собственный черпаешь из них вековой жизненный опыт…
Вот юная Умукусюм – жена миротворца Аслан-хана – только надеется на счастливое рождение сына, предсказанное столь же юным Джамалутдином, будущим шейхом и наставником имама Шамиля; а вот Умукусюм-вдова, потерявшая обоих своих сыновей, находит в себе силы преодолеть собственное горе ради своего народа; а вот уже ее внучка Шамай, ставшая женой неправедного Агалар-хана, дразнит с балкона мудрую терпеливицу Халлу и получает от нее отпор (эх, не в бабушку внучка пошла, а жаль!). Вообще при всей рельефности и выразительности мужских характеров, более всего в этой книге удивляют характеры женские.
Можно ли забыть, как девушка всю ночь жнет поле, торопясь закончить к утру, чтобы на следующий день – счастливой и радостной, точно на крыльях - вновь пойти на тяжелую крестьянскую работу, но уже рядом с любимым? Как же велика любовь, питающая силы Шагун, но этой силы любви достанет и на проклятие отступнику, которое будет стоить ему жизни…
Одна за другой, как живые, проходят перед читателем, великолепные дочери лакского народа – можно ли забыть их?
Великодушную Балахалун, не пощадившую собственного доброго имени, лишь бы не пострадало доброе имя любимого, но и вовеки не простившую ему незаслуженной обиды… Дочь Шейха Джамалутдина бунтарку Шуанат, собою вознаградившую возлюбленного за чужое зло, причиненное ему…
Шейх-Райханат, которая, в один день потеряв всех сыновей в битве с врагами, сама устремилась в битву и ценою жизни вдохновила соплеменников на победу… Несчастную Шагун, своей гибелью во имя любви научившую лакских девушек свободе…
Несгибаемую Рабият, объявившую газават врагам своей чести – и погибшую, не выпустив сабель из обеих рук… Юную дочь Уцуми-хана, пожертвовавшую собой ради спасения своего народа…
Отчаянную Аминат, в одну ночь тайно проделавшую в обе стороны огромный и опаснейший путь по горам, чтобы предупредить своих о готовящемся нападении… Талант-самородок Жари, оклеветанную и безвинно погибшую в ссылке (а впрочем,сколько таких еще будет в страшном 1937-м).
Забыть ли и бабушку Миясат-рассказчицы? Она лишь в эпизоде появляется в начале многих рассказов, но читателю ясно, что именно она – мудрая бабушка - стояла у истоков творческой судьбы автора…
А эти детали быта, взаимоотношений, обычаев, пропитывающие и оживляющие ткань рассказов – какие необъятные пласты информации складываются из коротких, вскользь, упоминаний о том и об этом…
А песни и стихи, вправленные в текст, словно драгоценные камни? Эти отрицания-вопросы, столь характерные для лакской речи той поры: «его ли мы хотим поймать?», «враг ли я твой, ласточка?», «разве грех, что я теряюсь у тепла твой души?»; эти отчаянные любовные признания-самоотречения «если конь твой захочет пить, из висков своих родники сделаю» и яростные проклятия «пусть тот сам сгорит в огне!» - как внятно передают они плоть и страсть той прошлой жизни, тем самым сохраняя ее для нас навеки! И мне самой хочется воскликнуть в унисон с высокими словами старинных текстов: счастлив тот аул, где родилась такая сказительница; счастлив народ, чье прошлое она воскрешает!

Автор: Ольга Шевелева
Дагестанская правда.

 
Д.-М. Шихалиев РАССКАЗ КУМЫКА О КУМЫКАХ
01.01.2000
Д.-М. М. ШИХАЛИЕВ И ЕГО ТРУД
«РАССКАЗ КУМЫКА О КУМЫКАХ»
Исполнилось более 140 лет со времени
вы хода в свет труда известного дагестан-
ского ученого Д.-М. Шихалиева «Рассказ
кумыка о кумыках», первого обширного
очерка по истории и этнографии кумы-
ков и сопредель ных с ними народов, на-
писанного на рус ском языке местным,
дагестанским ученым-кумыком.
С того времени, как Россия установи-
ла тесные политические и экономические
связи с народами Кавказа, русская интел-
лигенция стала проявлять большой ин-
терес к социаль но-экономическому и по-
литическому строю, культуре, обычному
праву народов этого края.
Что касается непосредственно Дагеста-
на, то интерес к его истории и этногра-
фии зна чительно усиливается с начала
XVIII в., ког да появляются труды И. Гер-
бера, Д. Белла, И. Гильденштедта и др.,
в которых содержит ся ценный материал
о жизни его народов, в том числе кумыков.
4
Все же до XIX в. в исторической науке
в этом отношении делались только первые
шаги: сравнительно небольшое количество
работ, в основном статьи, посвященные
лишь отдельным вопросам, или же сведе-
ния, при водимые в общих трудах по Кав-
казу и в частности по Дагестану, – вот все,
чем распо лагала тогда научная литература.
Начало XIX в. и завершение при-
соедине ния Дагестана к России харак-
теризуются значительным увеличением
числа историко-этнографических работ,
посвященных Дагестану. Среди опубли-
кованных исследований появляются и
специальные работы об отдель ных на-
родах края. К первой половине XIX в. от-
носится, в частности, попытка научного
изучения кумыков, которую предпринял
М. Б. Лобанов-Ростовский, напечатавший
первую специальную работу о кумыкском
на роде «Кумыки, их нравы и обычаи» (Газ.
«Кавказ». Тифлис, 1846. №№ 37–38).
Конец первой половины XIX в. осо-
бенно примечателен тем, что в этот пе-
риод наряду с русскими исследователями
5
народов Дагес тана появляются и мест-
ные историки и этно графы, писавшие
на русском языке.
Среди работ, написанных местными
авто рами и вышедших в свет в 40-х годах
прош лого столетия, особое место зани-
мает труд Д.-М. М. Шихалиева «Рассказ
кумыка о ку мыках», опубликованный
на страницах га зеты «Кавказ» (Тифлис,
1848. №№ 37–44). Это весьма обстоятель-
ный очерк, охваты вающий важнейшие
вопросы истории и этнографии кумыков
и соседних с ними наро дов; незамени-
мый источник для всех, кто изучает со-
циально-экономический и полити ческий
строй, этнографию народов Дагеста-
на, в частности кумыков, XVIII–XIX вв.
Можно с полным основанием утверж-
дать, что обнародование данного труда
в те времена явилось выдающимся собы-
тием в куль турной жизни края.
Примечательно и то, что «Рассказ ку-
мыка о кумыках» столь же необходим
науке в на ше время, как и в период его
выхода в свет. Недаром этот труд был
6
очень тепло встречен общественностью.
Газета «Кавказ», публи куя очерк, писа-
ла: «Редакция газеты «Кав каз» искрен-
не благодарит просвещенного ку мыка
за присылку этой прекрасной статьи,
знакомящей нас с его родиной и факта-
ми для истории, географии и этнографии
края» («Кавказ», 1848. № 39).
Автор этого труда Девлет-Мирза Мах-
мудо вич (Магометович) Шихалиев, или
Шейx-Али1, родился в сел. Эндери в Засу-
лакской Кумыкии (ныне Хасавюртовский
район) в 1791 году и умер, очевидно, в глу-
бокой старости – в начале нашего века.
Как видно из ар хивного материала, он был
еще жив в 1908 году. В этом году он, напри-
мер, продает кизилюртовскому помещику
Бредихину уча сток в 95 дес., 1070 кв. саж.
земли, располо женный недалеко от горо-
да Кизляра (ныне совхоз «Мелиоратор»).
Д.-М. Шихалиев – кумык, из узденей, сын
оружейника, один из тех немногих широ-
ко образованных дагестан цев, получив-
1 В одном из дошедших до нас архивных
докумен тов он назван «Девлет Мирза Шейх-Али
(он же Усманов)».
7
ших образование в России и соз дававших
свои труды на русском языке еще в пер-
вой половине XIX века. Мы пока не име ем
точных данных о том, какое именно учеб-
ное заведение он окончил, но предпола-
гаем, что этим заведением был 1-й Кадет-
ский кор пус, где воспитывался и обучался
и другой молодой кумык Алибек Пензул-
лаев, буду щий генерал-майор. Во всяком
случае на фор мирование мировоззрения
ученого большое влияние оказала передо-
вая русская наука того времени. Как вид-
но из сохранившихся собственноручно
им написанных докумен тов, автор был
очень образованным, интел лигентным
человеком, писал безукоризненно гра-
мотно красивым каллиграфическим
почер ком, в совершенстве владел родным
и рус ским языками.
С 1827 г. Д.-М. Шихалиев находил-
ся на военной службе. Интересным
представляет ся его послужной список.
«27 марта 1830 г. Высочайшим при-
казом Д.-М. Шихалиев был произведен
в прапор щики.
8
25 июля 1833 г. приказом по Кавказ-
скому корпусу (позднее армии) № 101
произведен в подпоручики. В том же году
Высочайшим приказом получил в числе
других монаршее благоволение.
20 июня 1836 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 40 награжден орденом
Св. Ста нислава 4-й степени.
7 августа 1837 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 89 награжден орде-
ном Св. Ан ны 4-й степени с надписью
«За храбрость».
21 сентября 1838 г. приказом по Кав-
казскому корпусу № 108 награжден орде-
ном Св. Анны 3-й сте пени с бантом.
15 января 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 10 произведен в по-
ручики.
4 декабря 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 152 получил монар-
шее благоволение.
18 декабря 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 156 награжден
единовремен но 300 руб. ассигнациями.
9
17 февраля 1840 г. Высочайшим прика-
зом произведен в штабс-капитаны.
30 июня 1841 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 99 награжден единовре-
менно 300 руб. серебром.
27 апреля 1843 г. приказом по Кав-
казскому корпусу № 66 произведен в ка-
питаны с производством жалованья по
315 руб. серебром в год.
9 июля 1844 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 88 награжден единовре-
менно 307 руб. серебром.
12 апреля 1845 г. приказом по Кав-
казско му и 5 пехотному корпусам № 8 на-
гражден орденом Св. Владимира 4-й сте-
пени с бантом.
2 марта 1847 г. Высочайшим приказом
произведен в майоры.
23 января 1849 г. награжден орденом
Св. Анны 2-й степени.
20 января 1853 г. Высочайшим прика-
зом произведен в подполковники. Жало-
ванье по лучал по требованиям начальни-
ка Кумык ского окружного интендантского
управления Кавказского военного округа
10
на основании Высочайшего повеления,
объявленного в при казе по Кавказскому
корпусу от 27 апреля 1843 г. № 60.
На службе состоит по кавалерии.
Житель ство имеет в г. Кизляре».
В списке военно-служилых лю-
дей – пен сионеров Терской области
1863–1866 гг. Девлет-Мирза Шихалиев
обозначен в чине подполковника. (См.
Послужной список офицеров из азиат-
цев... сентябрь 1866. – ЦГА СО ССР. Ф. 12.
Оп. 5. Д. 191 (1867). Л. 131–141).
Следует отметить, что в списке офице-
ров, где давалась характеристика их во-
енных ка честв, относительно Шихалиева
отмечено: «кроткий», «очень серьезный»,
«храбрый».
Как видно из приведенного, Д.-М. Ши-
халиев успешно делал карьеру, пользовал-
ся большим авторитетом среди офицер-
ского сос тава и военного командования.
С 1841 года работал письменным пере-
водчиком при шта бе войск Кавказской
линии, а с 1853 г. – главным приставом
магометанских народов (ногайцев, тур-
11
кмен и др.), кочевавших в Ставрополь-
ской губернии. Ушел Д.-М. Шихалиев
на пенсию в конце 60-х годов, имел пен-
сию 307 руб. серебром в год. Последние
годы жизни он провел главным образом
в Кизляре. В Кизляре, как сообщает Ши-
халиев в одном из своих писем, он жил
по улице Лорис-Меликова в собствен-
ном доме. Как нам удалось увидеть, дом
Шихалиева (теперь это ул. Пролетарская,
д. 10) представляет собой большой бла-
гоустроенный особняк с просторным
парадным подъездом, двором, с двумя
домами (один – двухэтажный, дру гой –
одноэтажный).
Архивные материалы позволяют су-
дить, что Д.-М. Шихалиев как человек
высокой культуры активно участвовал
в обществен ной жизни своего народа, осо-
бенно когда требовалось наладить отноше-
ния враждую щих на почве кровной мести
тухумов или решить какие-либо вопросы
земельных, семейно-брачных отношений.
Примечательно, что в числе немно-
гих бо лее известных жителей города
12
Кизляра он обратился с хвалебным пись-
мом к царю Александру II в связи с по-
бедой русского оружия в русско-турец-
кой войне 1877 г. и взятием крепости
Карс. Перевести это письмо-обращение
(очевидно, с тюркского) на русский язык
было доверено лишь Д.-М. М. Шихалие-
ву. (В конце письма сохранилась помет-
ка: «Перевод осуществил подполков ник
Шейх Али. Кизляр, 12 ноября 1877 г.» (См.
ЦГА СО ССР. Ф. 12. Оп. 2. Д. 1085. Л. 130).
Нельзя не отметить, что эта биогра-
фичес кая справка о дагестанском уче-
ном-историке и военном деятеле далеко
не полна, как не полны и наши сведения
о его деятельности на научном поприще.
Предстоит еще боль шая работа в архивах
по выявлению доку ментальных материа-
лов, касающихся Д.-М. М. Шихалиева, и
в первую очередь в архи вах Ставрополь-
ского края и Москвы.
До недавнего времени принадлежность
исследования «Рассказ кумыка о кумы-
ках» Д.-М. М. Шихалиеву оставалась
спорной, ибо оно было подписано псев-
13
донимом «Кумык». Заслуга в установле-
нии авторства ученого и в выяв лении его
биографических данных при надлежит
известному советскому кавка зоведу и
историографу М.О. Косвену, сделавшему
большой вклад в развитие исторической
науки на Кавказе, в частности в Дагеста-
не (см. «Материалы по истории этногра-
фического изучения Кавказа в русской
науке» – Кавказский этнографический
сборник. М., 1955, 1958. I–II. – С. 214, 336).
Перу Шихалиева, кроме вышеуказан-
ного фундаментального труда, принад-
лежат и другие работы, в том числе
известные нам на сегодняшний день на-
учные статьи: под писанное «Давыдом
Шихалиевым» письмо редактору газеты
«Кавказ» (Газ. «Кавказ». Тифлис, 1849.
№ 14), в котором автор высказывает свою
точку зрения на происхождение русских
(русов) от аорсов; статья о «необыкно-
венном метеоре», вызвавшем много-
численные толки у суеверных горцев
(Сб. «Статьи и за метки «Терских ведомо-
стей». 1875. С. 7). Самой крупной из числа
14
последних работ Д.-М. М. Шихалиева по-
сле «Рассказа кумы ка о кумыках» мы счи-
таем составление в 1850-х гг. «Народных
юридических обычаев у кочевых мусуль-
ман Ставропольской губернии», где речь
идет об обычном праве ногай цев, тур-
кмен и других народов многонациональ-
ного региона.
Есть основание полагать, что Ши-
халиев принимал участие в собирании
адатов кумы ков. Известно, что в пере-
писке Кавказского горского управления,
относящейся к сбору сведений об адатах
в 40-х годах прошлого столетия, Шиха-
лиев упоминается несколько раз.
В докладах заведующего Канцеляри-
ей по управлению мирными горцами
подполковни ка Бибикова от 1 февраля
1841 г. и от 18 декабря 1842 г. на имя ко-
мандующего вой сками Кавказской линии
генерала Голови на «О собирании правил
адата и о переводе книг шариата», а так-
же о том, кому эту работу следует пору-
чить, кроме горцев майора Шарданова,
штабс-капитана Шоры Ногмова, пору-
15
чика Магомеда Дударова, флигель-адъ-
ютанта полковника Хан-Гирея и кумыков
гвардии штабс-ротмистра князя Хасая
Уцмиева, капитана Касима Курумова и
находив шегося на службе в Кавказско-
Горском по луэскадроне аксайского кадия
Юсупа Клычева, «знающего хорошо по-
арабски», дваж ды назван штабс-капитан
Девлет-Мирза Шихалиев.
Очевидно, нам известно далеко не все
ли тературное наследие ученого. Мы
не знаем, например, остались ли после
его смерти ру кописи трудов, а если оста-
лись, какая судь ба их постигла.
Переходя к основному труду
Д.-М. М. Ши халиева «Рассказ кумыка
о ку мыках», надо прежде всего отметить,
что это, безусловно, весьма ценное ис-
следование о кумыках и других соседних
народах.
Оно содержит подробную характе-
ристику Кумыкской плоскости на фоне
географии всего Дагестана; автор под-
робнейшим обра зом останавливается
на проблемах проис хождения кумыков,
16
анализирует их социаль ный строй. Как
никто до него, Шихалиев подробно опи-
сывает сословное деление, де тально и
весьма квалифицированно харак теризуя
каждую в отдельности социальную кате-
горию кумыкского общества. Д.-М. Ши-
халиев описывает образ правления
в засулакских феодальных владениях,
существовавшие здесь подати и повин-
ности и т. д. В работе рассматриваются
также многие воп росы обычного права,
суда по адату и шариату. Во всех этих во-
просах Шихалиев выска зывает глубокие
мысли, свидетельствующие о широте его
кругозора и хорошем знании всеобщей
истории и истории Дагестана.
Автор широко пользуется ранними
источ никами, прежде всего доступной
ему истори ческой литературой по исто-
рии хазар, кыпчаков, кочевавших в се-
верокавказских сте пях, в том числе и
на Терско-Сулакской низ менности; также
широко привлекаются ле генды и преда-
ния о взаимоотношениях раз ных племен,
кочевников и аборигенов.
17
Излагая свою точку зрения на проис-
хождение кумыков, Шихалиев справед-
ливо ука зывает, что они сформировались
как народность с участием хазарского
элемента, а в этнониме хазар он видит
объединение разноэтнических племен,
в том числе и кипчаков. Однако вызыва-
ет сомнение тезис автора о том, что «ядро
для хазар» составляли кипчаки и что
древние обитатели Кумыкской равнины
под натиском кочевников в разные пери-
оды были оттеснены в горы и там усво или
язык окружающих горцев, т. е. ассими-
лировались с ними.
Большое место в труде Шихалие-
ва зани мает история кумыков, начиная
с древней ших времен. Освещая процесс
дробления Тарковского шамхальства и
появление уде ла Султан-Мута – родона-
чальника засулакских владетелей, автор
четко показывает центробежную тен-
денцию феодальной знати Кумыкии. Он
пишет, что до феодального дробления
шамхальство Тарковское прости ралось
от Кайтага до кабардинских земель, и,
ссылаясь на исторические предания и
18
доступную ему историческую литерату-
ру, ука зывает, что пункт «Червленая пе-
реправа... был в то время границей между
древним Дагестаном и Кабардою».
С большим интересом читаешь све-
дения автора о некоторых более древних
феодаль ных правителях Кумыкской пло-
скости, имевших прозвище «бурчебий»
(«блоховые князья», очевидно, из-за их за-
нятия ското водством), позднее подпавших
под власть Султан-Мута и его потомков.
Большого внимания заслуживают
данные автора о повторном заселении
Терско-Сулак ской низменности в после-
монгольский пери од выходцами из цен-
тральной Кумыкии, шамхальства Тар-
ковского, горных местнос тей, а также
о вассалитете, о периоде его расцвета и
упадка после присоединения Да гестана
к России.
Однако, отдавая должное замечатель-
ному труду Шихалиева, положившего
начало на учному изучению кумыкской
народности, мы не можем согласиться
с рядом его выводов и оценкой историче-
ских событий.
19
Обращает внимание критическое
отно ше ние автора к некоторым вопросам,
связан ным с социально-экономическим
строем, со словными отношениями, клас-
совой борьбой в кумыкском обществе,
колониальной поли тикой. Так, касаясь
положения рабов в фео дальной Кумыкии,
Д.-М. Шихалиев пишет: «Вообще рабы ку-
мыков не обременены из лишними работа-
ми, как можно бы было это предполагать:
они вместе со своими госпо дами состав-
ляют одно семейство, работают для них,
как для себя. Зато владельцы обра щаются
с ними довольно ласково, извиняют их
недостатки и редко прибегают к строгим
наказаниям» (Газ. «Кавказ», 1848. № 43).
Дума ется, что трудно согласиться с такой
харак теристикой положения рабов, кото-
рые были совершенно бесправны, подвер-
гались жесто кой эксплуатации, продава-
лись, обменива лись на вещи и т. д.
Нельзя забывать, что Д.-М. Шихалиев
был сыном своего времени, своего класса,
и этим можно объяснить своеобразное
понимание им взаимоотношений классов
и различных сословий.
20
При всем этом труд Шихалиева явля-
ется большим вкладом в кавказоведче-
скую нау ку, важнейшим источником, все-
сторонне и ярко отражающим историю
кумыкского на рода и Дагестана в целом,
ценным пособием, к которому должен
обращаться всякий, кто изучает историю
феодального общества Да гестана.
В настоящее время исследование
Д.-М. Ши халиева «Рассказ кумыка о ку-
мыках», опуб ликованное на страницах
газеты «Кавказ» более 140 лет тому на-
зад, представляет со бой библиографи-
ческую редкость. Давно назрела необхо-
димость переиздания этого уникального
исследования, однако тот жест кий иде-
ологический контроль, который довлел
над печатными органами еще в не давнем
прошлом, не позволял пробиться этой
книге в свет. На самого Шихалиева был
на вешен ярлык «человека прошлого».
Настоя щей работой мы пытаемся восста-
новить справедливость и отдать должное
замечательной личности Д.-М. Шихалие-
ва и его бесценному труду.
21
Данное издание снабжается самыми
необ ходимыми примечаниями и коммен-
тариями. Учитывая научную ценность
исторического документа, издательство
публикует текст «Рассказа» в том виде,
в каком он был отпе чатан в газете «Кав-
каз», сохранив почти без изменения
стиль и орфографию автора, а также ре-
дакционные ремарки.
Одновременно мы нашли целесо-
образным здесь же поместить в качестве
приложения и другой труд Д.-М. Шиха-
лиева – «Народные юридические обычаи
у кочевых мусульман Ставропольской
губернии», опуб ликованный в газете
«Ставропольские гу бернские ведомости»
в 1879, за №№ 10–14 с подробным преди-
словием подписавшегося «А» (не Авгу-
стинович ли, который был хо рошо зна-
ком с Д.-М. М. Шихалиевым?).
С. Ш. ГАДЖИЕВА,
доктор исторических наук
 
 
Содержание:
С. Гаджиева. Д.-М. М. Шихалиев и его труд
«Рассказ кумыка о кумыках».........................3
Рассказ кумыка о кумыках..........................22
Комментарии................................................118
ПРИЛОЖЕНИЕ
Народные юридические обычаи у кочевых
мусульман Ставропольской губернии.....172
Права лиц в мусульманских
обществах..........................................................185
Законы и обычаи, общие в мусульманских
обществах..........................................................193
Законы частные в мусульманских
обществах......................................................202
Законы частные в мусульманских
обществах......................................................214
От редакции..................................................222
 
 
 
 
<< В начало < Предыдущая 111 112 113 114 115 116 117 118 119 Следующая > В конец >>

Всего 1181 - 1189 из 1189
Новости
Правительство Дагестана постоянно обновляется, и не все его представители связаны корнями с Дагестаном. Мы, а вернее наши книги, ни на минуту не дадим им почувствовать себя чужаками, поможем сориентироваться в разноязычной Стране гор. Наши книги представляют неизвестный Дагестан как позитивный, героический горный край. Во-первых, мы предложили бы всю серию «Детям – о народах Дагестана». Она предназначена не только для детей, но и для взрослых – в ней ёмко и просто представлен каждый народ со своей историей, культурой и традициями. Во-вторых, это были бы книги «Тарихи «Дербендъ-Наме», «Максуд Алиханов. Триумф и трагедия», «Крах тирана», «Законы вольных обществ Дагестана в XVII–XIX вв.», «Ахульго», «По тропам столетий», «Имам Шамиль. Последний путь», «Имам Шамиль в Европе», «Дагестанские святыни», «Мыслители Дагестана» и другие. В них отражены исторические вехи героического дагестанского народа. Они также свидетельствуют о том, что Дагестан не был таким уж безграмотным, что «эта груда скал была едва ли не самым грамотным местом на Кавказе». В-третьих, это были бы книги нашего знаменитого земляка – Расула Гамзатова. В-четвёртых, это были бы наши подарочные издания: «Очаг мой, Дагестан», «Наш Али», «Дагестан в фотографиях», «Хаджи-Муратъ», «Дагестанский костюм», «Дагестанская кухня», «Дагестанское оружие» и др. И, наконец, самая важная книга – «Республика Дагестан. Путь к государственности». Да, мы чтим свою историю, гордимся своими героями, у нас особый менталитет… но мы навсегда с Россией. Сегодня Республика Дагестан – государство в составе Российской Федерации, и народы Дагестана сделают всё, чтобы на вечные времена сохранить этот священный для себя статус. Добро пожаловать в салон книги «Эпоха. Нас легко найти – мы находимся в центре города, на ул. Коркмасова, 13, «а».
20 Июль 2018
Вот-вот должна была состояться свадьба Юсуфа и нелюбимой девушки. И вдруг накануне к юноше прибежала другая — ну прямо картинка — по имени Умукусюм. — Только на ней женюсь! — объявил сын отцу. А тот — Юсуфу: — Чего ты такой, непохожий на других? Как же нам быть с твоей невестой? Сын на эти слова отвечал так: — Мусульманская религия допускает четырёх жён. Раз ты настаиваешь — у меня их будет две. По этому поводу обратились к невесте. Та заартачилась: «Войду в дом Юсуфа, если он прогонит бесстыжую». Эти слова будто кипятком ошпарили отца жениха. Он велел ей передать, что если она будет брыкаться, то по шариату женит Юсуфа ещё на двух красавицах, а не на таких, как она! С тех пор дурнушка молча переносила всё, что бы в доме ни происходило, понимая, что состязаться с красотой — всё равно что биться головой о стенку. У Юсуфа и Умукусюм родились девять детей. Жили все они в счастье и благополучии. Иногда Юсуф думал: «Как бы сложилась моя судьба, если бы в один прекрасный день ко мне не прибежала моя любовь — Умукусюм?» Дальше события развивались в соответствии с поговоркой: как бы ни был сладок мёд, но и он в конце концов надоедает. Дурнушка вначале была кем-то вроде прислуги в доме счастливцев. Иногда Юсуф уединялся с нею, чтобы выполнить супружеский долг. И это так начало ему нравиться, что он зачастил к ней, пока в доме не произошёл грандиозный скандал. Тогда по требованию Умукусюм соперницу сплавили к родителям. Но это ещё больше разожгло чувства Юсуфа, и он стал тайком встречаться с изгнанницей. Такое положение Умукусюм вынуждена была терпеть до самой своей смерти. Она не знала, что счастье, даже самое большое, скоротечно. Эту и другие удивительные истории о горянках можно прочитать в книге Булача Гаджиева «Дочери Дагестана». Булач Гаджиев был талантливым рассказчиком, в его устах изложение любого события из прошлого нашей республики, любая история звучали как сказка. Он писал так же красноречиво, как и говорил, поэтому его книги читаются легко. Добро пожаловать в салон книги «Эпоха», что на ул. Коркмасова, 13 «а».
18 Июль 2018
…Тепло встреченный ген. Врангелем, Шамиль никак не ожидал ни такого приёма, ни таких резких слов. Он сразу повернулся боком к кн. Барятинскому и сказал переводчику: «Передай генералу, что у нас, лезгин, есть пословица: «человек, однажды укушенный собакой, во второй раз остерегается». Когда слова были переданы, кн. Барятинский приказал спросить: «Что это значит? Что это за загадки – пусть объяснит, в чём дело». Шамиль, продолжая стоять левым боком к кн. Барятинскому, ответил: «Скажи генералу, что в 1839 году, двадцать лет тому назад, я стоял в селе Ахульго, и против меня был ген. граф Граббе. Он мне предложил окончить войну и обещал такие льготы моему народу, что я согласился, выслал в аманаты своего старшего сына и распустил свои войска. Это было вечером, а на рассвете меня атаковали. Я принужден был на обрубке дерева броситься в Койсу, держа перед собой младшего сына, а жену имея за спиной. Бог был милостив ко мне, и Койсу выбросила меня на мой берег. Вот тогда меня укусила собака, а Граббе, – продолжал Шамиль, указывая на Барятинского, – такой же вот генерал»… Книга Хаджи Мурада Доного «Имам Шамиль в Европе» продолжает знакомить читателя с новыми источниками и сведениями о Кавказской войне и её предводителе имаме Шамиле, удивившем и потрясшем Европу, ставшем героем художественных полотен и литературных произведений зарубежных авторов. Приобрести книгу Хаджи Мурада Доного «Имам Шамиль в Европе» можно в салоне книги издательского дома «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной. Добро пожаловать!
16 Июль 2018
ВИДЕЛ ЧЕТЫРЁХ ИМПЕРАТОРОВ Выйдя на заслуженный отдых и безбедно проживая в солнечном Дагестане, в 1908 году старый аксакал вдруг решил поехать в Петербург и представиться самому государю императору Николаю II. Сознавая свои видные заслуги перед Отечеством, Сурхай-хан всерьёз полагал, что имеет на это полное право. Прибыв в Петербург, Сурхай-хан прежде всего разыскал своего бывшего командира – полковника Гуссейн-Хана Нахичеванского… Просьб к государю императору, по словам горца, никаких не было, но поскольку он в своей жизни уже имел счастье видеть трёх императоров – Николая I, Александра II и Александра III, то на закате своей жизни намерен повидаться и с четвёртым – Николаем II... Настойчивого отставного унтер-офицера принял сам начальник военно-походной Его Величества канцелярии генерал-лейтенант князь Владимир Орлов. Громадная и величавая фигура старого дагестанца с длинной и белой как лунь бородой, его необычное, но благородное намерение произвели на генерала Орлова ошеломляющее впечатление. И старый кавалерист Сурхай-хан в унтер-офицерском мундире, увешанном сплошь боевыми наградами, предстал пред очи Николая II. Государь поздоровался со стариком за руку и беседовал с ним около 10 минут. На прощание император спросил Сурхай-хана, чем же он может быть полезным для старика и какие у него к государю просьбы. Сурхай-хан ответил: «Я видел твоего прадеда, видел деда, и видел отца. Сегодня Бог послал меня увидеть и тебя. Пожалуйста, государь, сделай мне подарок – покажи наследника, а больше мне ничего не нужно». Государь повелел привести наследника, и тогда горец обратился с просьбой к Николаю Александровичу взять на руки цесаревича Алексея. Тогда ему ещё не было четырёх лет. Его величество не мог отказать седовласому старцу. Взяв на руки цесаревича Алексея, видавший многое на своём веку и испытавший многое, бывалый воин не удержался и заплакал от счастья… СТАНОВИТЕСЬ НА МОИ УСЫ Джаната Ахмедовна Малачиева рассказывает, как её прабабушка, Маймунат Шамиль-Гусейновна, в возрасте 5 лет со своим отцом ездили в местечко Габах встречать Ходжо Гасана (Гаджиева Гасана), который привёз с войны несколько отрезов ткани красного цвета в подарок на платья девочкам села. Вместе с ним ушёл на фронт Гусейн Малачиев, храбрый воин с огромными усами. Рассказывали, что на фронте, дабы поддержать дух своих товарищей, он часто шутил: «Кто хочет увидеть маму, становитесь на мои усы». За храбрость его называли «Патах». Историю происхождения этого названия доктор наук Ахмед Муртузалиев связывает с именем турецкого султана Мехмеда II Завоевателя (Фатих), который в 1453 г. завоевал Константинополь, впоследствии ставший Стамбулом. В связи с этим слово «Фатих» («Фатах» преобразовано в «Патах», поскольку в аварском языке нет буквы «Ф») стало символом мужества и храбрости и часто использовалось поэтами, в частности дагестанскими, в одах, стихах, посвящённых местным храбрецам, воинам, одним из которых был и Гусейн Малачиев. Он также вернулся домой. А вот другой всадник, их земляк Сагидов Батал (Сайгидул Батал) погиб на войне. О нём аварский поэт Тажуддин (Чанка) сочинил песню (см. в главе «В памяти народной»). *** «Будем откровенны, – пишет Хаджи Мурад Доного, – немалый интерес к данной теме определялся и тем, что наш прадед вместе с трёмя своими братьями также в составе полка отправились в далекую Маньчжурию. Все они храбро воевали, заслужили высокие награды и благополучно вернулись домой. В дальнейшем у них были тяжкие испытания: лишение прав, суды, расстрелы. Но тогда, в 1904–1905 гг., они были молоды, крепки, полны устремлений проявить себя в серьёзной обстановке. Такими, наверное, были и многие другие их однополчане в той далёкой войне, а вернее, в политической игре мировых держав, тасовавших человеческие жизни, как карты в преферанс, и пытавшихся снять жирный куш… Между тем описание подвигов дагестанских горцев в Русско-японской войне заслуживает внимания, в связи с чем была предпринята попытка выявить имена всадников 2-го Дагестанского конного полка – участников войны с японцами, определить награды и осветить их дальнейший жизненный путь, описать эпизоды военных действий и т.д.» В результате поездок по Дагестану, встреч с потомками всадников, долгой и кропотливой работы в архивах, музеях, библиотеках, частных собраниях был собран ценный материал, сделавший книгу уникальной, хотя сам автор считает, что лишь поставил точку отсчета в дальнейшем исследовании этой темы. Приобрести книгу Хаджи Мурада Доного «Дагестанцы на Русско-японской войне 1904–1905 гг.» можно по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» – в салоне книги издательского дома «Эпоха».
13 Июль 2018
Уж сколько правильных советов и заповедей нам пришлось прочитать в жизни, а всё равно, восхитившись и удивившись прочитанному, не многие спешат менять свой быт, привычки, предпочтения и пр. И вот опять ещё одно откровение, и опять поражает простота и доступность правил. Заповеди 104-летнего мудреца Андрея Ворона для долгой и радостной жизни 1. Научись видеть вокруг всё живое и радоваться всему – траве, дереву, птицам, животным, земле, небу. Всматривайся в них добрыми глазами и с внимательным сердцем – и откроются тебе такие знания, которые не найдёшь в книгах. И увидишь в них себя – укрощённого и обновлённого. 2. Возьми за обычай хоть по несколько минут во всякое время постоять босиком на земле. Давай телу землю, пока она сама не позвала его. 3. Ищи случай побыть у воды. Она снимет усталость, очистит мысли. 4. Пей чистую воду, где только можно, не дожидаясь жажды. Это первое лекарство. Куда меня судьба не вела, я прежде искал колодец, источник. Не пей сладкой и солёной (минеральной) вод из бутылок. Первая – разъест печень, вторая – замурует сосуды. 5. Ежедневно на твоём столе должны быть овощи. Питательные те овощи, которые согреты и наполнены солнцем. На первом месте – свекла, нет на земле лучшей пищи. Затем – фасоль, тыква, ягода, морковь, томаты, перец, шпинат, салат, яблоки, виноград, сливы. 6. Мясо, лучше не есть. Есть чужую боль – на себя её перенимать. Да и не хищники мы. 7. Плохая еда – колбаса, жареный картофель, печенье, сладости, консервы, маринады. Моя еда – это крупы, фасоль, зелень. Хищник наелся мяса – едва ползёт, ленивый. А конь от овса весь день воз тянет. Саранча питается травой, от того силы имеет летать. 8. Есть лучше по горстке, но часто. Чтобы меньше есть, пью много воды и компотов, ем грубую пищу и сырые овощи. С вечера четверга до вечера пятницы ничего не ем, только пью воду. 9. Пост – крупнейшая благодать. Ничто не укрепляет и не молодит меня так, как пост. Кости становятся лёгкими, как у птицы. А сердце весёлое, как у парня. С каждым крупным постом я молодею на несколько лет. 10. Солнце всходит и заходит – для тебя. Работа спорится после восхода солнца. Привыкнешь к этому и будешь крепок телом и здоровый духом. А мозг лучше отдыхает и светлеет в вечернем сне. Так поступают монахи и воины. И имеют силу служить. 11. Хорошо среди дня вздремнуть полчаса навзничь, чтобы кровь освежила голову и лицо. Плохо спать после еды, потому что тогда кровь становится густая и жир оседает на сосудах. 12. Меньше сиди, но спи вдоволь. 13. Старайся больше быть под открытым небом. Приучи себя жить в прохладном помещении. Достаточно, чтобы ноги и руки были в тепле, зато голова – в прохладе. Тело чахнет и стареет от тепла. В Уссурийске в лесах я знал старого китайца, который всегда ходил в ватной одежде, зато в хижине почти никогда не топил. 14. Слабое, мерзлявое тело укрепляй травами. Горстку трав, ягод, листьев, веток смородины, малины, земляники запаривай кипятком и пей целый день. Зимой от этого большую пользу получишь. 15. Не забывайте об орехах. Орех похож на мозг наш. В нём сила для мозга. Хорошо ежедневно употреблять чайную ложку орехового масла. 16. С людьми будь добр и внимателен. У каждого из них, даже пустого, можно чему-нибудь научиться. Не делай из людей себе ни врагов, ни друзей. И тогда не получишь от них хлопот. 17. То, что тебе предназначено, будет дано. Только научись смиренно ждать. То, что тебе не надлежит иметь, и ждать не следует. Пусть душа будет лёгкой. 18. Не верь в предрассудки, звездочётам, не прибегай к ворожбе. Держи душу и сердце в чистоте. 19. Когда на душе плохо, надо много ходить. Лучше полем, лесом, над водой. Вода понесёт твою грусть. Но помни: лучшее лекарство для тела и души – пост, молитва и физическая работа. 20. Больше двигайся. Камень, который катится, мхом НЕ обрастает. Хлопоты нас держат на земле. Не уклоняйся от них, но и не дай им над собой господствовать. Никогда не бойся начинать изучать новое дело – обновишься сам. 21. Я никогда не был на курорте, ни воскресенье не пролежал. Мой отдых – это смена занятий. Нервы отдыхают, когда трудятся руки. Тело набирается сил, когда работает голова. 22. Не проси мало. Проси велико. И получишь более малого. 23. Не хитри со всего извлекать выгоду, а старайся, чтобы самому быть полезным. Лоза, которая не родит, скоро усыхает. 24. Не будь зубоскалом и пересмешником, но будь весёлым. 25. Не переедайте! Голодный зверь хитрее и проворнее сытого человека. С горстью фиников и кружкой вина римские легионеры бежали в полной амуниции 20 километров, врезались во вражеские ряды и сражались полдня без передышки … А от пресыщения и разврата патрициев римская империя пала. 26. После ужина я ещё полчаса прогуливаюсь по саду. 27. Когда принимаете пищу, не запивайте её. Не пейте ни до, ни после еды. 28. Чтобы не ходить с ребёнком по больницам и аптекам, отдайте его в руки Природы. С малых лет научите ступать по земле босиком. Это сильнейшая закалка. Обгорел ребёнок на солнце – это пойдёт на пользу, укусила оса или муравей – тоже хорошо, ужалился крапивой, искупался в прохладной воде, поцарапался колючкой, съел падалицу в саду – значит, закалился от недугов, стал крепче телом, сильнее духом. 29. Когда режете овощи ножом, они частично теряют земную силу. Лучше их есть и варить целыми. Лук вдвое полезнее, если его раздавить руками или деревянной дощечкой. 30. Не обязательно пить магазинный чай. Для меня лучшая заварка – из молодых веточек груши. Такой чай очень ароматный и лечебный. Выводит соли и лишнюю воду, снимает боли и воспаление суставов. А кофе, чай, сладкие напитки, пиво подтачивают сердце. 31. Если вы устали, появилась слабость, болезненность, просто дайте организму отдохнуть. Пусть проще станет ваше питания. Для этого нужно есть какое-то одно блюдо в течение дня. На следующий день – другое блюдо. И так хотя бы неделю-другую. 32. Хотите долго оставаться молодым и долго жить? Раз в неделю устраивайте себе орехово-яблочный день. Утром приготовьте 8 яблок и 8 орехов. Примерно каждые 2:00 съедайте по одному яблоку и ореха. Чтобы в течение дня желудок был занят. 33. Когда почувствуете, что организм быстро устаёт, что вас всё раздражает, работа, как говорится, из рук валится – это значит: надо принимать морковь два-три раза в день. Так восстановите силы. 34. Горячие блюда готовлю только на 1-2 раза. Пища должна быть свежей. 35. Чтобы не было простуды, не мойтесь горячей водой, ешьте каждый день орехи и чеснок, ходите босиком по насыпанной на полу кукурузе и много спите. 36. Когда приходит сезон ягод, можете отказывать себе в любой еды, только не в ягодах. Ежедневно съедайте хотя бы чашку. Если звёзды – это глаза неба, ягоды – это глаза земли. Нет среди них главных и не главных. Каждая насытит вас силой и здоровьем – от черешни до арбуза. 37. Лелейте в себе внутреннее чувство радости и очарования жизнью. 38. Находите время для молчания, для успокоения, для душевной беседы с собой. 39. Что хорошо, а что плохо – пусть подсказывает вам сердце, а не человеческая молва. 40. Не переживайте о том, кто что думает и говорит о вас. Будьте сами себе судьёй в чистоте и достоинстве. 41. Не сердитесь на людей. Не судите их. Каждый прощёный вами человек добавит вам любви к самому себе. 42. Если ваше сердце переполнено любовью, в нём нет места страху. 43. НЕ соревнуйтесь ни в чём ни с кем. Каждому своё. Лучше уступать. 44. Бедный не тот, у кого мало, а тот, кому мало. 45. Никогда не бейте детей и не кричите на них. Иначе из них вырастут рабы. 46. Не спорьте. У каждого своя правда и своя обида. 47. Не поучайте людей, как им жить, что делать. Я никогда не поучаю, только советую, когда просят совета. 48. Не считай себя самым умным и самым порядочным, лучше чем другие. 49. Не старайся быть примером другим. Ищи пример поблизости. 50. Целебная сила – здоровый сон. Но его ежедневно нужно заработать какой-то работой, усилиями. Будьте здоровы, друзья, и успешны. И не забывайте заглянуть в салон книги ИД «Эпоха». Мы находимся по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной. Добро пожаловать!
11 Июль 2018
…В сердце у тебя начинают закипать слёзы. Оделяешь одного, второго, третьего мелочью, которую находишь в кармане. Но не больше того. Неоткуда брать… Вот сидит женщина. С головы до ног в чёрном, платок надвинут на глаза. Из-под платка выглядывает острый нос. Покачивает младенца, крепко прижав его к груди. Но не похоже на то, как укачивают детей, и вместо колыбельной выводит протяжное мычание. А на картонке рядом написано: «Люди, я сегодня ничего не ела, в груди нет молока для ребёнка. Умоляю, не обделяйте нас вашей добротой». «Исстрадалась, бедная, – думаю, – надо дать и ей». Не задумываешься над тем, что свой истрёпанный «плакат» она написала не сегодня и не вчера, а выставляет давно. Вернувшись с рынка, с тяжёлым сердцем я вышел на балкон. Хоть бы предвечерний ветерок унёс мою печаль. С моего четвёртого этажа хорошо видно, что творится внизу. Вдруг среди спешащих людей мой взгляд выхватывает ту самую женщину, с головы до ног закутанную в чёрное, с платком, надвинутым на глаза. Она, ничего не поевшая весь день, оставшаяся без молока в груди для бедного младенца, быстрыми шагами идёт в сторону нашего дома. Походка у неё совсем не женская. И держит ребёнка не по-матерински. «Огрубела от тяжёлой жизни, обрела мужские черты….» – пытаюсь я усомниться в своём предположении. Нет, не то. Она идёт смело и залезает в гущу деревьев и кустов, которые скрывают окна первого этажа нашего дома. Я жду: когда же она выйдет оттуда? Через некоторое время из-под ветвей с густой листвой появился мужчина со спортивной сумкой, походкой смахивающий на ту женщину в чёрном. Уходя, он оглядывается по сторонам: не заметили ли его, но посмотреть на верхние этажи он не догадывается. Если бы посмотрел, я бы кинул ему пять рублей. Пестра и разнообразна нынешняя жизнь. Порой кажется, что не осталось никого, кто бы поднял голову, посмотрел в небо и устыдился. Этот отрывок из рассказа «Несчастливые» вошёл в сборник Арбена Кардаша «Танец поневоле». Подкупающие народной простотой, глубокой мудростью и реальностью описываемых событий, произведения лезгинского писателя, лауреата Государственной премии Республики Дагестан Арбена Кардаша снискали себе широкий круг читателей. Приобрести книгу «Танец поневоле» А. Кардаша можно в салоне книги издательского дома «Эпоха», что на ул. Коркмасова, 13 «а». Добро пожаловать!
10 Июль 2018
Copyright © ООО "ИД "Эпоха" 2005 г.
Вход для администратора