На главную
Последние поступления
Фотогалерея
Журналы
Наши книги
Контакты
Интернет-магазин
Купить вне Дагестана
Благотворительные издания
Книга отзывов
Блог





Все новости
Телевизионный проект "Эпохи"
30.01.2008
ИД "Эпоха" совместно с книготорговым центром "Арбат-Медиа" и телекомпанией "Дагестан" готовит пилотный выпуск телевизионной передачи "Открытая книга"
 
Наш сайт пройдет реконструкцию
29.01.2008
В ближайшее время сайт издательского дома "Эпоха" претерпит существенные изменения.
 
Вышел в свет первый в этом году номер детского журнала
24.01.2008
Первый в этом году номер журнала "Детский годекан. Малыш" поступил в продажу. Отметим, что у журнала уже есть свои постоянные читатели, которые снетерпением ждут выхода в свет очередного номера.
 
Дагестанские Святыни. Книга 3
01.01.2001

 

 
 
Книга посвящена выдающимся явлениям в жизни дагестанского общества, известным городам и культурным, экономическим и административным центрам, объектам культурно-исторического наследия – памятникам письменной культуры, археологии, архитектуры, видным общественным и политическим деятелям.
Представляет интерес не только для ученых – для всех, кто интересуется историей родного края.
 

 
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы представляем читателю третью книгу «Дагестанские свя-
тыни», подготовленную дагестанскими учеными – сотрудника-
ми Института истории, археологии и этнографии Дагестанс-
кого научного центра РАН и Дагестанского государственного
университета. В ее создании участвовали видные специалисты
– историки, археологии, искусствоведы, востоковеды, литера-
туроведы.
Как и предыдущие выпуски, эта книга посвящена выдаю-
щимся явлениям в жизни дагестанского общества, известным
городам и культурным, экономическим и административным
центрам, объектам культурно-исторического наследия – па-
мятникам письменной культуры, археологии, архитектуры, а
также видным общественным и политическим деятелям.
Книга открывается разделом «Древняя земледельческая куль-
тура», в котором представлена обстоятельная и концептуальная
статья проф. М.А. Агларова «Восьмое чудо света – земледельчес-
кие террасы на горных склонах», в которой рассказывается о
крупнейшем памятнике и достижении народной агрикультуры,
обосновывается мысль о том, что Дагестан входил в число древ-
нейших исходных центров террасных технологий.
Раздел «Аулы – столицы, крупные административные и
торгово-экономические центры» включает несколько статей
о замечательных дагестанских селениях – Кубачи (А.М. Маго-
медов), Курах (З.А. Магомедова, М.К Османова) и Гергебиль
(З.Б. Ибрагимова). Авторы привлекли много новых и ценных
документальных данных.
Богато представлен также раздел «Мир памятников письмен-
ной культуры». В статье проф. А.Р. Шихсаидова «Зерехгеранская
школа переписчиков» рассказывается о работе профессиональ-
ных переписчиков-катибов XV–XVII вв. из Зерехгерана, созда-
телях самобытного, самостоятельного и популярного в Дагеста-
не «цеха тиражирования рукописной книги». В статье «“Байан
ал-хакаик” – духовный журнал ученых-арабистов Дагестан»
А.Р. Наврузов продолжает традицию изучения дагестанской
оригинальной периодической печати на арабском языке. Немец-
кий ученый проф. М. Кемпер посвятил свою статью памятникам
обычного права на арабском языке – адатным нормам дагестан-
ских общин XVIII–XIX вв.
Представленный сборник продолжает изучение культовых
сооружений Дагестана. Статья проф. М.С. Гаджиева рассказы-
вает об уникальном средневековом мусульманском культовом
памятнике «Ворота Судного дня» (араб. Баб ал-кийама) в Де-
рбенте, открытом и исследованном Дербентской археологичес-
кой экспедицией.
Статья З.Ш. Закарияева впервые дает подробное описание
двух замечательных памятников культовой архитектуры – Ми-
шлешской соборной мечети XI-XV вв. и Хрюгской соборной ме-
чети начала XVIII в. Их богатые по содержанию эпиграфические
тексты, многие из которых впервые вводятся в научный оборот,
воссоздают историю этих памятников культовой архитектуры.
В третьей книге «Дагестанские святыни» впервые откры-
вается раздел «Выдающиеся сыны Дагестана». Н.А. Тагирова
в своей статье подробно рассказывает о жизни и творчестве
крупного ученого, философа, поэта Гасана-эфенди Алкадари, о
его не дошедшей до нас коллекции рукописей. Очерк чл.-корр.
РАН, проф. А.И. Османова посвящен героической жизни и
трагической судьбе Джелалутдина Коркмасова, выдающегося
государственного и общественно-политического деятеля Да-
гестана и России.
Первая и вторая книги серии «Дагестанские святыни» полу-
чили широкую общественную известность, они были отмечены
дипломами лауреата на международных книжных выставках в
Санкт-Петербурге и Сочи. Книга первая рекомендована Фон-
дом развития отечественного образования «для использования
в учебном процессе к переизданию для широкой научной обще-
ственности в России и за рубежом». Надеемся, что и очередная
книга также не пройдет незамеченной и послужит делу популя-
ризации и ознакомлению широкого круга читателей с Дагеста-
ном и его людьми, с замечательными памятникам культурно-
исторического и духовного наследия народов Страны гор.
 
 
А.Р. ШИХСАИДОВ 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Шихсаидов А.Р.
Предисловие ...............................................................................................................5
ДРЕВНЕЙШИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ ДАГЕСТАНА
ДРЕВНИЕ ГОРОДА ДАГЕСТАНА
Агларов М.А.
Восьмое чудо света – земледельческие террасы на горных склонах ............8
Гаджиев М.С.
«Ворота судного дня» в Дербенте .........................................................................30
АУЛЫ-СТОЛИЦЫ:
КРУПНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
Магомедова З.А., Османова М.Н.
Курах – столица Кюринского ханства ..................................................................54
Ибрагимова З.Б.
Гергебиль – аул-крепость (исторические вехи) .................................................79
МИР ПАМЯТНИКОВ ПИСЬМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Шихсаидов А.Р.
Зерехгеранская школа переписчиков ..................................................................116
Наврузов А.Р.
«Байан ал-хакаик» (1925–1928) – духовный журнал ученых арабистов
Дагестана .....................................................................................................................147
Кемпер М. (Амстердам)
Арабоязычная этнография адата по русскому заказу? ....................................175
КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДАГЕСТАНА
Закарияев З.Ш.
Соборные мечети в Хрюге и Мишлеше как выдающиеся памятники
историии культуры Дагестана ...............................................................................192
ВЫДАЮЩИЕСЯ СЫНЫ ДАГЕСТАНА
Тагирова Н.А.
Гасан Алкадарский и его книжная коллекция ..................................................244
Османов А.И.
Выдающийся государственный и общественно-политический деятель
Дагестана и России ...................................................................................................298 
 

 
Редакционный совет:
Х.А. Амирханов, Г.М. Гамзатов, А.Р. Шихсаидов
Редакционная коллегия:
М.С. Гаджиев
А.Р. Наврузов
А.Р. Шихсаидов (отв. ред.)
Д-14 Дагестанские святыни: Кн. 3 / Сост. и отв. ред.
А.Р. Шихсаидов. – Махачкала: Издательский дом «Эпоха»,
2013. – 320 с.: ил.
 
ISBN 978-5-98390-115-5 
ББК 63.223(2Р-6Д)
УДК 930
© А.Р. Шихсаидов, сост. и отв. ред., 2013
© Серия «Духовный мир дагестанцев», 2013
ISBN 978-5-98390-115-5 © Издательский дом «Эпоха», 2013
 
 
Шурпаева
19.12.2000
Мало написать рассказы, надо их еще правильно расположить!
В «Преданиях…» первый же рассказ – о Серажутдине Гаджиеве – просто потрясает! Прочитав его, я рассказывала об этом необыкновенном человеке родным и знакомым, восклицая: ну почему, почему снимают и показывают по ТВ какие-то из пальца высосанные глупые мыльные оперы, когда сама жизнь сложила невыдуманный сюжет про такого человека – авиатора и ювелира, байкера и дипломата, оружейника и царедворца в одном лице? Где сценаристы? Вот что надо снимать – и оно будет смотреться на одном дыхании! Ну а дальше – один рассказ за другим, будто переплетение нитей в ковре рождает неповторимые узоры. Автор рассказывает спокойно, как бы отстраненно, лишь очень редко позволяя себе собственную оценку событий; она ничего не выдумывает, не приукрашивает – просто рассказывает былое, как и до нас передавали его из уст в уста, и особую достоверность придают рассказам их концовки: дочь нашего героя живет там-то, внук работает тем-то… Вот она – живая связь прошлого, настоящего да и будущего!
Перед читателем точно разворачивается свиток времен, где высоты мужества, благородства и самопожертвования соседствуют с безднами подлости, жестокости и произвола… И понимаешь, что люди во все времена остаются людьми и что зарвавшийся нукер Агалар-хана так же мало отличается от опьяненного вседозволенностью нквдэшника, как отважный и благородный Сурхай-хан от своих потомков – полковника, георгиевского кавалера Сурхайханова Шейх-Ахмед-бека или дважды орденоносного героя Великой Отечественной Сурхайханова Мухтара; что легендарную Азажу вела в родные места та же высокая любовь к Родине, ради которой и Гулизар Мамедова пробиралась из благополучного Тегерана в советскую Россию, чудом не погубив при этом себя и детей…
Точно в «Человеческой комедии» Бальзака, в последующих рассказах встречаешь людей, уже знакомых по эпизодам рассказов предыдущих, и радуешься этим встречам-узнаваниям, и уже словно свой собственный черпаешь из них вековой жизненный опыт…
Вот юная Умукусюм – жена миротворца Аслан-хана – только надеется на счастливое рождение сына, предсказанное столь же юным Джамалутдином, будущим шейхом и наставником имама Шамиля; а вот Умукусюм-вдова, потерявшая обоих своих сыновей, находит в себе силы преодолеть собственное горе ради своего народа; а вот уже ее внучка Шамай, ставшая женой неправедного Агалар-хана, дразнит с балкона мудрую терпеливицу Халлу и получает от нее отпор (эх, не в бабушку внучка пошла, а жаль!). Вообще при всей рельефности и выразительности мужских характеров, более всего в этой книге удивляют характеры женские.
Можно ли забыть, как девушка всю ночь жнет поле, торопясь закончить к утру, чтобы на следующий день – счастливой и радостной, точно на крыльях - вновь пойти на тяжелую крестьянскую работу, но уже рядом с любимым? Как же велика любовь, питающая силы Шагун, но этой силы любви достанет и на проклятие отступнику, которое будет стоить ему жизни…
Одна за другой, как живые, проходят перед читателем, великолепные дочери лакского народа – можно ли забыть их?
Великодушную Балахалун, не пощадившую собственного доброго имени, лишь бы не пострадало доброе имя любимого, но и вовеки не простившую ему незаслуженной обиды… Дочь Шейха Джамалутдина бунтарку Шуанат, собою вознаградившую возлюбленного за чужое зло, причиненное ему…
Шейх-Райханат, которая, в один день потеряв всех сыновей в битве с врагами, сама устремилась в битву и ценою жизни вдохновила соплеменников на победу… Несчастную Шагун, своей гибелью во имя любви научившую лакских девушек свободе…
Несгибаемую Рабият, объявившую газават врагам своей чести – и погибшую, не выпустив сабель из обеих рук… Юную дочь Уцуми-хана, пожертвовавшую собой ради спасения своего народа…
Отчаянную Аминат, в одну ночь тайно проделавшую в обе стороны огромный и опаснейший путь по горам, чтобы предупредить своих о готовящемся нападении… Талант-самородок Жари, оклеветанную и безвинно погибшую в ссылке (а впрочем,сколько таких еще будет в страшном 1937-м).
Забыть ли и бабушку Миясат-рассказчицы? Она лишь в эпизоде появляется в начале многих рассказов, но читателю ясно, что именно она – мудрая бабушка - стояла у истоков творческой судьбы автора…
А эти детали быта, взаимоотношений, обычаев, пропитывающие и оживляющие ткань рассказов – какие необъятные пласты информации складываются из коротких, вскользь, упоминаний о том и об этом…
А песни и стихи, вправленные в текст, словно драгоценные камни? Эти отрицания-вопросы, столь характерные для лакской речи той поры: «его ли мы хотим поймать?», «враг ли я твой, ласточка?», «разве грех, что я теряюсь у тепла твой души?»; эти отчаянные любовные признания-самоотречения «если конь твой захочет пить, из висков своих родники сделаю» и яростные проклятия «пусть тот сам сгорит в огне!» - как внятно передают они плоть и страсть той прошлой жизни, тем самым сохраняя ее для нас навеки! И мне самой хочется воскликнуть в унисон с высокими словами старинных текстов: счастлив тот аул, где родилась такая сказительница; счастлив народ, чье прошлое она воскрешает!

Автор: Ольга Шевелева
Дагестанская правда.

 
Д.-М. Шихалиев РАССКАЗ КУМЫКА О КУМЫКАХ
01.01.2000
Д.-М. М. ШИХАЛИЕВ И ЕГО ТРУД
«РАССКАЗ КУМЫКА О КУМЫКАХ»
Исполнилось более 140 лет со времени
вы хода в свет труда известного дагестан-
ского ученого Д.-М. Шихалиева «Рассказ
кумыка о кумыках», первого обширного
очерка по истории и этнографии кумы-
ков и сопредель ных с ними народов, на-
писанного на рус ском языке местным,
дагестанским ученым-кумыком.
С того времени, как Россия установи-
ла тесные политические и экономические
связи с народами Кавказа, русская интел-
лигенция стала проявлять большой ин-
терес к социаль но-экономическому и по-
литическому строю, культуре, обычному
праву народов этого края.
Что касается непосредственно Дагеста-
на, то интерес к его истории и этногра-
фии зна чительно усиливается с начала
XVIII в., ког да появляются труды И. Гер-
бера, Д. Белла, И. Гильденштедта и др.,
в которых содержит ся ценный материал
о жизни его народов, в том числе кумыков.
4
Все же до XIX в. в исторической науке
в этом отношении делались только первые
шаги: сравнительно небольшое количество
работ, в основном статьи, посвященные
лишь отдельным вопросам, или же сведе-
ния, при водимые в общих трудах по Кав-
казу и в частности по Дагестану, – вот все,
чем распо лагала тогда научная литература.
Начало XIX в. и завершение при-
соедине ния Дагестана к России харак-
теризуются значительным увеличением
числа историко-этнографических работ,
посвященных Дагестану. Среди опубли-
кованных исследований появляются и
специальные работы об отдель ных на-
родах края. К первой половине XIX в. от-
носится, в частности, попытка научного
изучения кумыков, которую предпринял
М. Б. Лобанов-Ростовский, напечатавший
первую специальную работу о кумыкском
на роде «Кумыки, их нравы и обычаи» (Газ.
«Кавказ». Тифлис, 1846. №№ 37–38).
Конец первой половины XIX в. осо-
бенно примечателен тем, что в этот пе-
риод наряду с русскими исследователями
5
народов Дагес тана появляются и мест-
ные историки и этно графы, писавшие
на русском языке.
Среди работ, написанных местными
авто рами и вышедших в свет в 40-х годах
прош лого столетия, особое место зани-
мает труд Д.-М. М. Шихалиева «Рассказ
кумыка о ку мыках», опубликованный
на страницах га зеты «Кавказ» (Тифлис,
1848. №№ 37–44). Это весьма обстоятель-
ный очерк, охваты вающий важнейшие
вопросы истории и этнографии кумыков
и соседних с ними наро дов; незамени-
мый источник для всех, кто изучает со-
циально-экономический и полити ческий
строй, этнографию народов Дагеста-
на, в частности кумыков, XVIII–XIX вв.
Можно с полным основанием утверж-
дать, что обнародование данного труда
в те времена явилось выдающимся собы-
тием в куль турной жизни края.
Примечательно и то, что «Рассказ ку-
мыка о кумыках» столь же необходим
науке в на ше время, как и в период его
выхода в свет. Недаром этот труд был
6
очень тепло встречен общественностью.
Газета «Кавказ», публи куя очерк, писа-
ла: «Редакция газеты «Кав каз» искрен-
не благодарит просвещенного ку мыка
за присылку этой прекрасной статьи,
знакомящей нас с его родиной и факта-
ми для истории, географии и этнографии
края» («Кавказ», 1848. № 39).
Автор этого труда Девлет-Мирза Мах-
мудо вич (Магометович) Шихалиев, или
Шейx-Али1, родился в сел. Эндери в Засу-
лакской Кумыкии (ныне Хасавюртовский
район) в 1791 году и умер, очевидно, в глу-
бокой старости – в начале нашего века.
Как видно из ар хивного материала, он был
еще жив в 1908 году. В этом году он, напри-
мер, продает кизилюртовскому помещику
Бредихину уча сток в 95 дес., 1070 кв. саж.
земли, располо женный недалеко от горо-
да Кизляра (ныне совхоз «Мелиоратор»).
Д.-М. Шихалиев – кумык, из узденей, сын
оружейника, один из тех немногих широ-
ко образованных дагестан цев, получив-
1 В одном из дошедших до нас архивных
докумен тов он назван «Девлет Мирза Шейх-Али
(он же Усманов)».
7
ших образование в России и соз дававших
свои труды на русском языке еще в пер-
вой половине XIX века. Мы пока не име ем
точных данных о том, какое именно учеб-
ное заведение он окончил, но предпола-
гаем, что этим заведением был 1-й Кадет-
ский кор пус, где воспитывался и обучался
и другой молодой кумык Алибек Пензул-
лаев, буду щий генерал-майор. Во всяком
случае на фор мирование мировоззрения
ученого большое влияние оказала передо-
вая русская наука того времени. Как вид-
но из сохранившихся собственноручно
им написанных докумен тов, автор был
очень образованным, интел лигентным
человеком, писал безукоризненно гра-
мотно красивым каллиграфическим
почер ком, в совершенстве владел родным
и рус ским языками.
С 1827 г. Д.-М. Шихалиев находил-
ся на военной службе. Интересным
представляет ся его послужной список.
«27 марта 1830 г. Высочайшим при-
казом Д.-М. Шихалиев был произведен
в прапор щики.
8
25 июля 1833 г. приказом по Кавказ-
скому корпусу (позднее армии) № 101
произведен в подпоручики. В том же году
Высочайшим приказом получил в числе
других монаршее благоволение.
20 июня 1836 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 40 награжден орденом
Св. Ста нислава 4-й степени.
7 августа 1837 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 89 награжден орде-
ном Св. Ан ны 4-й степени с надписью
«За храбрость».
21 сентября 1838 г. приказом по Кав-
казскому корпусу № 108 награжден орде-
ном Св. Анны 3-й сте пени с бантом.
15 января 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 10 произведен в по-
ручики.
4 декабря 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 152 получил монар-
шее благоволение.
18 декабря 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 156 награжден
единовремен но 300 руб. ассигнациями.
9
17 февраля 1840 г. Высочайшим прика-
зом произведен в штабс-капитаны.
30 июня 1841 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 99 награжден единовре-
менно 300 руб. серебром.
27 апреля 1843 г. приказом по Кав-
казскому корпусу № 66 произведен в ка-
питаны с производством жалованья по
315 руб. серебром в год.
9 июля 1844 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 88 награжден единовре-
менно 307 руб. серебром.
12 апреля 1845 г. приказом по Кав-
казско му и 5 пехотному корпусам № 8 на-
гражден орденом Св. Владимира 4-й сте-
пени с бантом.
2 марта 1847 г. Высочайшим приказом
произведен в майоры.
23 января 1849 г. награжден орденом
Св. Анны 2-й степени.
20 января 1853 г. Высочайшим прика-
зом произведен в подполковники. Жало-
ванье по лучал по требованиям начальни-
ка Кумык ского окружного интендантского
управления Кавказского военного округа
10
на основании Высочайшего повеления,
объявленного в при казе по Кавказскому
корпусу от 27 апреля 1843 г. № 60.
На службе состоит по кавалерии.
Житель ство имеет в г. Кизляре».
В списке военно-служилых лю-
дей – пен сионеров Терской области
1863–1866 гг. Девлет-Мирза Шихалиев
обозначен в чине подполковника. (См.
Послужной список офицеров из азиат-
цев... сентябрь 1866. – ЦГА СО ССР. Ф. 12.
Оп. 5. Д. 191 (1867). Л. 131–141).
Следует отметить, что в списке офице-
ров, где давалась характеристика их во-
енных ка честв, относительно Шихалиева
отмечено: «кроткий», «очень серьезный»,
«храбрый».
Как видно из приведенного, Д.-М. Ши-
халиев успешно делал карьеру, пользовал-
ся большим авторитетом среди офицер-
ского сос тава и военного командования.
С 1841 года работал письменным пере-
водчиком при шта бе войск Кавказской
линии, а с 1853 г. – главным приставом
магометанских народов (ногайцев, тур-
11
кмен и др.), кочевавших в Ставрополь-
ской губернии. Ушел Д.-М. Шихалиев
на пенсию в конце 60-х годов, имел пен-
сию 307 руб. серебром в год. Последние
годы жизни он провел главным образом
в Кизляре. В Кизляре, как сообщает Ши-
халиев в одном из своих писем, он жил
по улице Лорис-Меликова в собствен-
ном доме. Как нам удалось увидеть, дом
Шихалиева (теперь это ул. Пролетарская,
д. 10) представляет собой большой бла-
гоустроенный особняк с просторным
парадным подъездом, двором, с двумя
домами (один – двухэтажный, дру гой –
одноэтажный).
Архивные материалы позволяют су-
дить, что Д.-М. Шихалиев как человек
высокой культуры активно участвовал
в обществен ной жизни своего народа, осо-
бенно когда требовалось наладить отноше-
ния враждую щих на почве кровной мести
тухумов или решить какие-либо вопросы
земельных, семейно-брачных отношений.
Примечательно, что в числе немно-
гих бо лее известных жителей города
12
Кизляра он обратился с хвалебным пись-
мом к царю Александру II в связи с по-
бедой русского оружия в русско-турец-
кой войне 1877 г. и взятием крепости
Карс. Перевести это письмо-обращение
(очевидно, с тюркского) на русский язык
было доверено лишь Д.-М. М. Шихалие-
ву. (В конце письма сохранилась помет-
ка: «Перевод осуществил подполков ник
Шейх Али. Кизляр, 12 ноября 1877 г.» (См.
ЦГА СО ССР. Ф. 12. Оп. 2. Д. 1085. Л. 130).
Нельзя не отметить, что эта биогра-
фичес кая справка о дагестанском уче-
ном-историке и военном деятеле далеко
не полна, как не полны и наши сведения
о его деятельности на научном поприще.
Предстоит еще боль шая работа в архивах
по выявлению доку ментальных материа-
лов, касающихся Д.-М. М. Шихалиева, и
в первую очередь в архи вах Ставрополь-
ского края и Москвы.
До недавнего времени принадлежность
исследования «Рассказ кумыка о кумы-
ках» Д.-М. М. Шихалиеву оставалась
спорной, ибо оно было подписано псев-
13
донимом «Кумык». Заслуга в установле-
нии авторства ученого и в выяв лении его
биографических данных при надлежит
известному советскому кавка зоведу и
историографу М.О. Косвену, сделавшему
большой вклад в развитие исторической
науки на Кавказе, в частности в Дагеста-
не (см. «Материалы по истории этногра-
фического изучения Кавказа в русской
науке» – Кавказский этнографический
сборник. М., 1955, 1958. I–II. – С. 214, 336).
Перу Шихалиева, кроме вышеуказан-
ного фундаментального труда, принад-
лежат и другие работы, в том числе
известные нам на сегодняшний день на-
учные статьи: под писанное «Давыдом
Шихалиевым» письмо редактору газеты
«Кавказ» (Газ. «Кавказ». Тифлис, 1849.
№ 14), в котором автор высказывает свою
точку зрения на происхождение русских
(русов) от аорсов; статья о «необыкно-
венном метеоре», вызвавшем много-
численные толки у суеверных горцев
(Сб. «Статьи и за метки «Терских ведомо-
стей». 1875. С. 7). Самой крупной из числа
14
последних работ Д.-М. М. Шихалиева по-
сле «Рассказа кумы ка о кумыках» мы счи-
таем составление в 1850-х гг. «Народных
юридических обычаев у кочевых мусуль-
ман Ставропольской губернии», где речь
идет об обычном праве ногай цев, тур-
кмен и других народов многонациональ-
ного региона.
Есть основание полагать, что Ши-
халиев принимал участие в собирании
адатов кумы ков. Известно, что в пере-
писке Кавказского горского управления,
относящейся к сбору сведений об адатах
в 40-х годах прошлого столетия, Шиха-
лиев упоминается несколько раз.
В докладах заведующего Канцеляри-
ей по управлению мирными горцами
подполковни ка Бибикова от 1 февраля
1841 г. и от 18 декабря 1842 г. на имя ко-
мандующего вой сками Кавказской линии
генерала Голови на «О собирании правил
адата и о переводе книг шариата», а так-
же о том, кому эту работу следует пору-
чить, кроме горцев майора Шарданова,
штабс-капитана Шоры Ногмова, пору-
15
чика Магомеда Дударова, флигель-адъ-
ютанта полковника Хан-Гирея и кумыков
гвардии штабс-ротмистра князя Хасая
Уцмиева, капитана Касима Курумова и
находив шегося на службе в Кавказско-
Горском по луэскадроне аксайского кадия
Юсупа Клычева, «знающего хорошо по-
арабски», дваж ды назван штабс-капитан
Девлет-Мирза Шихалиев.
Очевидно, нам известно далеко не все
ли тературное наследие ученого. Мы
не знаем, например, остались ли после
его смерти ру кописи трудов, а если оста-
лись, какая судь ба их постигла.
Переходя к основному труду
Д.-М. М. Ши халиева «Рассказ кумыка
о ку мыках», надо прежде всего отметить,
что это, безусловно, весьма ценное ис-
следование о кумыках и других соседних
народах.
Оно содержит подробную характе-
ристику Кумыкской плоскости на фоне
географии всего Дагестана; автор под-
робнейшим обра зом останавливается
на проблемах проис хождения кумыков,
16
анализирует их социаль ный строй. Как
никто до него, Шихалиев подробно опи-
сывает сословное деление, де тально и
весьма квалифицированно харак теризуя
каждую в отдельности социальную кате-
горию кумыкского общества. Д.-М. Ши-
халиев описывает образ правления
в засулакских феодальных владениях,
существовавшие здесь подати и повин-
ности и т. д. В работе рассматриваются
также многие воп росы обычного права,
суда по адату и шариату. Во всех этих во-
просах Шихалиев выска зывает глубокие
мысли, свидетельствующие о широте его
кругозора и хорошем знании всеобщей
истории и истории Дагестана.
Автор широко пользуется ранними
источ никами, прежде всего доступной
ему истори ческой литературой по исто-
рии хазар, кыпчаков, кочевавших в се-
верокавказских сте пях, в том числе и
на Терско-Сулакской низ менности; также
широко привлекаются ле генды и преда-
ния о взаимоотношениях раз ных племен,
кочевников и аборигенов.
17
Излагая свою точку зрения на проис-
хождение кумыков, Шихалиев справед-
ливо ука зывает, что они сформировались
как народность с участием хазарского
элемента, а в этнониме хазар он видит
объединение разноэтнических племен,
в том числе и кипчаков. Однако вызыва-
ет сомнение тезис автора о том, что «ядро
для хазар» составляли кипчаки и что
древние обитатели Кумыкской равнины
под натиском кочевников в разные пери-
оды были оттеснены в горы и там усво или
язык окружающих горцев, т. е. ассими-
лировались с ними.
Большое место в труде Шихалие-
ва зани мает история кумыков, начиная
с древней ших времен. Освещая процесс
дробления Тарковского шамхальства и
появление уде ла Султан-Мута – родона-
чальника засулакских владетелей, автор
четко показывает центробежную тен-
денцию феодальной знати Кумыкии. Он
пишет, что до феодального дробления
шамхальство Тарковское прости ралось
от Кайтага до кабардинских земель, и,
ссылаясь на исторические предания и
18
доступную ему историческую литерату-
ру, ука зывает, что пункт «Червленая пе-
реправа... был в то время границей между
древним Дагестаном и Кабардою».
С большим интересом читаешь све-
дения автора о некоторых более древних
феодаль ных правителях Кумыкской пло-
скости, имевших прозвище «бурчебий»
(«блоховые князья», очевидно, из-за их за-
нятия ското водством), позднее подпавших
под власть Султан-Мута и его потомков.
Большого внимания заслуживают
данные автора о повторном заселении
Терско-Сулак ской низменности в после-
монгольский пери од выходцами из цен-
тральной Кумыкии, шамхальства Тар-
ковского, горных местнос тей, а также
о вассалитете, о периоде его расцвета и
упадка после присоединения Да гестана
к России.
Однако, отдавая должное замечатель-
ному труду Шихалиева, положившего
начало на учному изучению кумыкской
народности, мы не можем согласиться
с рядом его выводов и оценкой историче-
ских событий.
19
Обращает внимание критическое
отно ше ние автора к некоторым вопросам,
связан ным с социально-экономическим
строем, со словными отношениями, клас-
совой борьбой в кумыкском обществе,
колониальной поли тикой. Так, касаясь
положения рабов в фео дальной Кумыкии,
Д.-М. Шихалиев пишет: «Вообще рабы ку-
мыков не обременены из лишними работа-
ми, как можно бы было это предполагать:
они вместе со своими госпо дами состав-
ляют одно семейство, работают для них,
как для себя. Зато владельцы обра щаются
с ними довольно ласково, извиняют их
недостатки и редко прибегают к строгим
наказаниям» (Газ. «Кавказ», 1848. № 43).
Дума ется, что трудно согласиться с такой
харак теристикой положения рабов, кото-
рые были совершенно бесправны, подвер-
гались жесто кой эксплуатации, продава-
лись, обменива лись на вещи и т. д.
Нельзя забывать, что Д.-М. Шихалиев
был сыном своего времени, своего класса,
и этим можно объяснить своеобразное
понимание им взаимоотношений классов
и различных сословий.
20
При всем этом труд Шихалиева явля-
ется большим вкладом в кавказоведче-
скую нау ку, важнейшим источником, все-
сторонне и ярко отражающим историю
кумыкского на рода и Дагестана в целом,
ценным пособием, к которому должен
обращаться всякий, кто изучает историю
феодального общества Да гестана.
В настоящее время исследование
Д.-М. Ши халиева «Рассказ кумыка о ку-
мыках», опуб ликованное на страницах
газеты «Кавказ» более 140 лет тому на-
зад, представляет со бой библиографи-
ческую редкость. Давно назрела необхо-
димость переиздания этого уникального
исследования, однако тот жест кий иде-
ологический контроль, который довлел
над печатными органами еще в не давнем
прошлом, не позволял пробиться этой
книге в свет. На самого Шихалиева был
на вешен ярлык «человека прошлого».
Настоя щей работой мы пытаемся восста-
новить справедливость и отдать должное
замечательной личности Д.-М. Шихалие-
ва и его бесценному труду.
21
Данное издание снабжается самыми
необ ходимыми примечаниями и коммен-
тариями. Учитывая научную ценность
исторического документа, издательство
публикует текст «Рассказа» в том виде,
в каком он был отпе чатан в газете «Кав-
каз», сохранив почти без изменения
стиль и орфографию автора, а также ре-
дакционные ремарки.
Одновременно мы нашли целесо-
образным здесь же поместить в качестве
приложения и другой труд Д.-М. Шиха-
лиева – «Народные юридические обычаи
у кочевых мусульман Ставропольской
губернии», опуб ликованный в газете
«Ставропольские гу бернские ведомости»
в 1879, за №№ 10–14 с подробным преди-
словием подписавшегося «А» (не Авгу-
стинович ли, который был хо рошо зна-
ком с Д.-М. М. Шихалиевым?).
С. Ш. ГАДЖИЕВА,
доктор исторических наук
 
 
Содержание:
С. Гаджиева. Д.-М. М. Шихалиев и его труд
«Рассказ кумыка о кумыках».........................3
Рассказ кумыка о кумыках..........................22
Комментарии................................................118
ПРИЛОЖЕНИЕ
Народные юридические обычаи у кочевых
мусульман Ставропольской губернии.....172
Права лиц в мусульманских
обществах..........................................................185
Законы и обычаи, общие в мусульманских
обществах..........................................................193
Законы частные в мусульманских
обществах......................................................202
Законы частные в мусульманских
обществах......................................................214
От редакции..................................................222
 
 
 
 
<< В начало < Предыдущая 111 112 113 114 115 Следующая > В конец >>

Всего 1141 - 1146 из 1146
Новости
…Как обычно, середина мая баловала буйнакцев чудесными солнечными днями. На улицах зашумели листвой тополя. Почки на фруктовых деревьях в многочисленных садах горожан вовсю взрывались бело-розовыми лепестками. В Дагестане господствовала весна, и люди, привычные к теплу и солнечным лучам, к миру и покою, даже не задумывались о том, как это всё-таки чудесно, и жили просто, работая и довольствуясь тем немногим, чем родина вознаграждала их труд, и не помышляя о чём-то большем. В один из таких дней Айша, приготовив в летней кухне обед, принялась поливать двор водою из резинового шланга, очищая его от тополиного пуха и пыли. – Тётя Айша, ваша веранда прямо-таки сияет чистыми окнами, можно даже как в зеркало смотреться! Живущая по соседству Бурлият, широко улыбаясь Айше, протягивала ей тарелку с аппетитно возвышающимися горкой горячими дагестанскими лепёшками… Появившийся в этот момент откуда-то неясный, но достаточно громкий и грозный гул, насторожил обеих женщин, и они, стоя посреди двора, прислушивались к нему в недоумении. Гул всё нарастал, и вот уже стена дома перед ними, летняя кухня и всё вокруг зашаталось и заходило ходуном; земля задрожала под ногами, и потрясённые женщины застыли в оцепенении, пока не осознали, наконец, что это самое настоящее землетрясение. – О Аллах! – разом вскричали обе. Секунды показались им вечностью, но всё стихло так же внезапно, как и началось, а они всё продолжали стоять, будто приросшие к земле, оказавшейся вдруг такой зыбкой, неустойчивой и совсем ненадёжной. С улицы доносились испуганные крики людей, и женщины, придя, наконец, в себя, кинулись к калитке. Снаружи улица уже заполнялась возбуждёнными, напуганными людьми, выскакивавшими из своих домов и инстинктивно тянувшимися друг к другу. А обрушившаяся на них стихия, разом изменив погоду, вслед за мощным толчком согнала с неба солнце и заволокла его свинцово-серыми тучами. Весь городок пришёл в движение. Люди, побросав рабочие места, спешили домой – удостовериться в сохранности своих близких и своих жилищ. Все боялись повторения, и второй толчок, не заставив себя очень долго ждать, последовал вечером, когда ещё возбуждённые случившимся люди, собравшись у очагов, продолжали обсуждать первый, наперебой рассказывая друг другу, как и где он их застал. Второе землетрясение было не менее сильным, и, когда грозные удары стихии, наконец, прекратились, природа тотчас же разразилась сильным ветром и дождём. В холодной темени ночи люди стояли, скучившись под открытым небом и не решаясь войти в свои дома. На их глазах из тёплых, уютных жилищ они превратились в покрывшиеся трещинами, ненадёжные хрупкие строения, грозившие подмять под собой своих хозяев… Вместо прежнего уютного городка, каким всегда был Буйнакск, он ныне представлял зрелище весьма жалкое. Разбитые, все в трещинах дома с зияющими, как после бомбёжки, оконными глазницами, безлюдные улицы, каких Буйнакск не видел даже в военные годы, начисто стёртое выражение беспечности на лицах его обитателей… *** Этот год жители Дагестана будут помнить ещё долгое время. Рассказы об этом периоде будут переходить от отцов к детям. Ужас, который пережили люди, когда началось землетрясение в Дагестане 14 мая 1970 года, несравним ни с чем. В результате сейсмического события пострадало 25 % территории республики, полностью было разрушено 22 и частично 257 населённых пунктов, в том числе города Махачкала, Буйнакск, Каспийск, Хасавюрт и Кизилюрт. Погиб 31 человек, 45 тысяч остались без крова. Землетрясение 14 мая 1970 года является в XX столетии крупнейшим на Кавказе после Шемахинского землетрясения 1902 года. *** О природной катастрофе, случившейся в Дагестане 48 лет назад, упоминает Жанна Абуева в своей книге-трилогии «Дагестанская сага», отрывок из которой приведён выше. Пусть Всевышний сжалуется над нами, сделает сильными и выносливыми перед любыми испытаниями! Сегодня мы вспоминаем всех, кто погиб и пострадал от землетрясения 1970 года. Приобрести книгу Ж. Абуевой «Дагестанская сага» (Кн. 2) можно в салоне книги издательского дома «Эпоха», по адресу: ул. Коркмасова, 13 «а». Добро пожаловать!
14 Май 2018
Дорогие соотечественники, поздравляем вас с Днём Победы – праздником не только советского народа, но и всех стран, пострадавших от коричневой чумы фашизма. Желаем нам всем мирного неба, согласия и содружества между странами, чтобы не взорвать нашу хрупкую планету Третьей мировой войной. Пусть амбиции и стремление главенствовать во всём мире не затмят разум глав некоторых держав! Мы сполна хлебнули горя от Великой Отечественной войны и не хотим её повторения. Мы говорим войне «Нет!», и наши ряды ширятся – фронтовиков, покинувших этот мир, сменят в строю их дети, внуки, правнуки… Завтра они объединятся в ряды Бессмертного полка и пройдут по улицам городов страны с портретами своих героев. К Бессмертному полку примкнём и мы, сотрудники издательского дома «Эпоха» – нам тоже есть кем гордиться! БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ИД «ЭПОХА» Гамзатов Магомед Гамзатович (1912–1978) родом из села Согратль Гунибского района Дагестанской АССР. В 1939-м, когда был объявлен набор в Красную Армию, несмотря на бронь, которая у него была как у руководящего работника системы народного образования, пошёл добровольцем. Рядовым солдатом с должности замдиректора вуза. В Великой Отечественной войне участвовал с первого и до последнего дня. Прошёл путь от сержанта до полковника. Принимал участие в освобождении Смоленска, Витебска, Риги и многих других городов и сёл. Был награждён четырнадцатью боевыми наградами, в том числе четырьмя орденами. Участвовал в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.*** Свидетельствует Ильяс Абидинович Асеев: Из четырёх сыновей Бекбаммата Асеева из с. Халимбекаул Буйнакского района с фронта вернулся только Асеев Асей, призванный в 21 год. (Брат дедушки). Асеев Ильяс Бекбамматович (1913 г.р.), ушедший на фронт осенью 1941 г., пропал без вести под Сталинградом в 1942 г. (Дедушка). Асеев Хизри Бекбамматович (1918 г.р.) ушёл на фронт в 1942 г., пропал без вести в 1944 г. (Брат дедушки). Асеев Баммат Бекбамматович ушёл на фронт в 19 лет, домой пришло только одно письмо; дальнейшая судьба бойца неизвестна. (Брат дедушки). Не вернулся с фронта и племянник Бекбаммата Асеева – Асеев Гамзат (1902 г.р.). Он погиб 24.03.1942 г. и похоронен в братской могиле с. Глубокая Макатыха Славянского района Сталинской области Украинской ССР. Гамзат был могучего телосложения и друг его – знаменитый борец Ал-Клыч – не раз советовал ему посвятить себя спорту, борьбе. Именно Гамзату передал Ал-Клыч знаменитый скрученный рельс перед тем как его отправили по этапу. И друг хранил эту ценную реликвию, а в 1942 г., отправляясь на фронт, передал рельс на хранение соседу. Сосед, будучи глубоким стариком, в 1992 году передал реликвию музею сел. Буглен. О Гамзате Асееве и его дружбе с Ал-Клычем упоминает в своей книге «Ал-Клыч непобедимый» С. Султанбеков. *** Свидетельствует Алилова Заира Сагимовна: Исупов Исуп Гаджисулаевич, 1921 г.р.; призван Лакским РВК, старшина. Пропал без вести в сентябре 1941 г. (двоюродный дедушка). Исупов Ризван Гаджисулаевич, 1911 г.р.; призван Бабаюртовским РВК, рядовой. Пропал без вести в сентябре 1942 г. (двоюродный дедушка). Алилов Али-Гаджи Алилович, 1913(1914) г.р.; призван Бабаюртовским РВК, рядовой. Пропал без вести в декабре 1942 г. (Брат дедушки).*** Свидетельствует Аюбов Рамазан Магомедрасулович: Аюбов Юсуп Аюбович (1911 г.р.) был призван в 1942 г. Курахским военкоматом Дагестанской АССР; пропал без вести в декабре 1943-го. (Дядя) Об Аюбове Яхье Аюбовиче известно и того меньше – только то, что ушёл на фронт и не вернулся. (Дядя) *** Свидетельствует Хазамова Абидат Магомедовна: Хазамов Али Магомедович родился в с. Согратль Гунибского района. Ушёл на фронт в 1942 г. Воевал в составе 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии Черняховского И.Д. Награждён орденом Славы, медалями «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией». Сержант. Демобилизован после ранения в апреле 1945 г. *** Свидетельствует Магомедомарова Хуризадай Магомедовна: Ибрагимов Магомедов (1913 г.р.) из сел. Гортколо Хунзахского района – красноармеец 4 стрелкового батальона 155 Отдельной стрелковой бригады – погиб 28 августа 1942 года в урочище Гунурхва; первичное захоронение было в братской могиле близ сел. Псху Абхазской АССР. В 1979 году останки были перезахоронены в станице Зеленчукская Ставропольского края, где на мемориальной плите среди имён павших вписано и имя Ибрагимова Магомеда. (Дедушка)
08 Май 2018
…Я хочу зарыться в землю, хочу оглохнуть, чтобы не слышать и не чувствовать этого жуткого грохота гусениц. И снова всё смешалось в кошмарной кутерьме – стрельба, крики, вой моторов, взрывы… Пять танков железными коробками застыли перед окопами. Я стучала зубами, меня трясло, как в лихорадке, но выползла из окопа и стала бинтовать раненых. Их было восемь человек. Убитых у нас нет. Какое это большое счастье! Ранним утром началась переправа вброд через Донец. …Батальон вёл отчаянный бой. Колонна вражеских танков внезапно отрезала нас от своих и на полном ходу въехала в наше распоряжение. Танки не стреляли. Ревя моторами, они утюжили наши окопы. То там, то здесь завязывались короткие рукопашные схватки. Лейтенант Абакаров лёжа строчил из автомата по немецкой пехоте. Он так увлёкся, что не заметил, что сзади на него надвинулся немецкий танк. С брони соскочил немецкий офицер. Абакаров повернулся к нему. Не ожидавший этого фриц поднял руки вверх. Хлестнула очередь… Немец уткнулся в траву. Танк с рёвом навалился на Абакарова. От ужаса я на миг как будто ослепла. Танк пошёл дальше, за ним, пригибаясь, бежали немцы. Я подползла к Абакарову. Он лежал на животе, а вместо ног – кровавое месиво. Но лейтенант был жив. Приподняв окровавленное, испачканное землёй лицо, он прохрипел: – Я сейчас умру… Но ты должна мои слова донести до матери, она в Махачкале… Передай, что Родину я люблю больше себя… Вот, землячка, часы, матери их отдай… Мне смерть не страшна, ты это тоже передай. Я не жалею, слышишь? Он поднёс к виску наган. Раздался выстрел…(Мы все дети одной Родины-матери // Записки фронтовой сестры Евдокии Куценко). В книге «Мы все дети одной Родины-матери» собраны документальная хроника военных лет, рассказы о Героях войны, свидетельства очевидцев и т.д. Эта книга о дагестанцах и Дагестане в период Великой Отечественной войны; у неё много авторов – известных и неизвестных, но все они, как и герои книги, – дети одной Родины-матери. Приобрести книгу «Мы все дети одной Родины-матери» можно в салоне книги ИД «Эпоха». Экспозиция книг о Великой Отечественной войне продолжается. Добро пожаловать! Наш адрес: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а». Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной.
07 Май 2018
… Я относился к партии и комсомолу совершенно индифферентно, вступая в них по инерции, чтобы и в школе, и в институте, и в работе не быть белой вороной, тем более, став журналистом. И хотя искренне считал, что строительство коммунизма всё-таки идёт, хотя и не очень шибко, во всём, однако, легко распознавал фальшь и показуху, а у большинства людей – маску на лице. Но по молодости не придавал этому значения. Взрослея, стал думать больше, особенно после падения Хрущёва. А к концу шестидесятых годов я уже пришёл к выводу, что 17-й год был для страны ужасной ошибкой. Когда я впервые поделился дома своим открытием, мама гневно оборвала меня, сказав, что я ничего не понимаю. Но я, размышляя, всё больше утверждался в своём мнении. Время от времени я затевал свои крамольные рассуждения, пытаясь обратить родителей в свою веру. Мне действительно было жаль, что правда не открывается им. Мама ни разу ни в чём не согласилась со мной, она спорила, а когда аргументы стали становиться всё более неопровержимы, то просто прекращала разговор. Отец, член партии с 1945 года, тоже принципиально отвергал мою концепцию развития революционных событий, но в то же время с некоторыми моими аргументами соглашался. Он был учителем математики, и у него было много друзей. Мы не доспорили на эту тему, он умер в 1972 году, и его, как мне показалось, провожало полгорода, вереница автомашин тянулась от Буйнакска почти до самого кладбища в Кафыр-Кумухе. Я часто думаю, что сказала бы мама о происходящем сейчас?.. Мама – заслуженная учительница школ РСФСР и ДАССР, кавалер ордена «Знак Почёта» Елизавета Саввична Балковая – умерла в 1981 году. О ней попросил рассказать Далгата Имамутдиновича Ахмедханова (сына) известный в Дагестане педагог и краевед из Буйнакска Булач Гаджиев. Немало удивительных женских историй оставил нам на память Булач Гаджиев в своей книге «Дочери Дагестана». Приобрести её можно в салоне книги «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной. Добро пожаловать!
04 Май 2018
Война, в которой я не участвовала, осталась во мне не только как большая трагедия, но и как мужество и подвиг моей Родины, всех наций и народов. Я помню её с первых дней, с того самого незабываемого утра. Я видела, как табуны покидали горы, как мужчины покидали сакли, недостроенные стены, недоструганные доски – всё смотрело горьким упрёком тем, кто нарушил мирную жизнь. Женщины косили, дали, снова пахали, женщины несли на своих хрупких плечах военный тыл. И я была девчонкой военных лет. Босиком меря пашню, я выбирала из борозды корни: съедобные складывала в одну сумку, несъедобные – в другую, для скота. Я перебирала своими маленькими ручонками семена для будущего урожая, я писала под диктовку матерей и стариков письма на фронт. Я читала им газеты о подвигах их сыновей и дочерей, о мужестве советского народа, и западали уже в моё сердце – одно за другим – зёрна мужества, и взрастало мужество в моей груди. (Булач Гаджиев «Дочери Дагестана»). 9 мая 1945 года отгремели залпы Победы. Сегодня, спустя 73 года, нам почти некого чествовать: кто-то погиб на поле брани, кто-то умер от ран уже в мирное время, кто-то (их осталось так мало!) продолжает борьбу за жизнь. Вахту памяти сменили дети войны. Народная поэтесса Дагестана Фазу Алиева, чьи слова мы привели выше, – одна из них. Но и их ряды редеют – ведь им за восемьдесят… Неужели сотрётся в памяти потомков Великая Отечественная война, 5 лет адских испытаний и миллионных потерь; будут преданы забвению имена героев, имена родных, зарастут землёй солдатские могилы… Неужели? Нет! Вахту памяти от своих родителей приняли внуки фронтовиков и правнуки, и 9 Мая с портретами своих героев Великой Отечественной войны они вольются в ряды Бессмертного полка и пройдут по главным улицам городов России. Зрелище по силе эмоций не для слабонервных. И это ещё не всё! Судьбы тысяч людей так и остались невыясненными. До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов. К поиску пропавших без вести на полях сражений Великой Отечественной войны отцов, дедов и прадедов активно подключились потомки. И есть надежда, что зёрна мужества, о которых писала Фазу Гамзатовна Алиева, будут прорастать в каждом последующем поколении… Добро пожаловать в салон книги «Эпоха» по адресу: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной.
03 Май 2018
Король объявил, что мужем принцессы станет тот, кто будет её любить всю жизнь. В назначенный день сотни женихов собрались во дворце. Каждый хотел доказать, что будет любить принцессу вечно. Девушка посмотрела на разодетых юношей и задумалась. Потом она позвала своего учителя и долго беседовала с ним. — Я не буду сегодня разговаривать с женихами, — объявила принцесса. — Разделите их на группы. Пусть первая группа приедет завтра вечером. Днём я буду заниматься у учителя. — Дочка, ты уже окончила школу, — удивилась королева. — Учиться никогда не поздно, — ответила принцесса. Дом учителя стоял возле дороги. Когда мимо проехал первый жених, знатный рыцарь на коне, он увидел у дороги красивую нищенку с корзиной цветов. Увидев рыцаря, та попросила: — Купите букетик, юноша. — Прочь с дороги, нищенка, — крикнул рыцарь и ускакал. Так поступили все юноши, которые спешили в этот день во дворец. Вечером грустная принцесса принимала женихов. Сказав пару слов, она тут же отсылала их. То же повторилось и на второй день, и на третий. — Дочка, почему ты всех прогоняешь? — встревоженно спросила королева. — Они не способны видеть красоту, мама. Прошёл месяц. Все женихи последней группы собрались во дворце, не было только одного жениха и самой принцессы. Они появились вместе, и принцесса объявила, что нашла своего суженого. Потом она рассказала королеве: — Мой учитель сказал мне: «ЛЮБОВЬ ТОГО ПРОЖИВЁТ ДО КОНЦА ЖИЗНИ, КТО ПОЛЮБИТ ТЕБЯ В ЛОХМОТЬЯХ». Каждый день я переодевалась в старую одежду и ждала женихов возле дороги. Только этот юноша остановился и купил у меня букет. Он сказал мне, что я прекрасна. *** То ли в современном мире выродились настоящие мужчины, то ли и их «лохмотья» не дают им шанса на счастливую семейную жизнь, но... Как бы то ни было, пусть каждый найдёт свою вторую половину, не мучаясь в поисках долгие годы, и обретёт счастье. Пусть мир спасёт любовь и доброта!Всегда с вами – издательский дом «Эпоха». P.S. Напоминаем наш адрес: г. Махачкала, ул. Коркмасова, 13 «а» (напротив ЦУМа, рядом с выпечкой «Золотой улей»). Часы работы салона: с 9:00 до 18:00 – в будни и с 10:00 до 15:00 – в субботу; воскресенье – выходной. Добро пожаловать!
28 Апрель 2018
Copyright © ООО "ИД "Эпоха" 2005 г.
Вход для администратора