На главную
Последние поступления
Фотогалерея
Журналы
Наши книги
Контакты
Интернет-магазин
Купить вне Дагестана
Благотворительные издания
Книга отзывов
Блог





Все новости
Новости 2008 г.
12.02.2008
новости
 
"Эпоху" поблагодарили!
31.01.2008
Управление делами Президента РД прислало в адрес ИД "Эпоха", письмо, в котором наш коллектив благодарят за помощь в проведении первой общедагестанской новогодней елки.
 
Телевизионный проект "Эпохи"
30.01.2008
ИД "Эпоха" совместно с книготорговым центром "Арбат-Медиа" и телекомпанией "Дагестан" готовит пилотный выпуск телевизионной передачи "Открытая книга"
 
Наш сайт пройдет реконструкцию
29.01.2008
В ближайшее время сайт издательского дома "Эпоха" претерпит существенные изменения.
 
Вышел в свет первый в этом году номер детского журнала
24.01.2008
Первый в этом году номер журнала "Детский годекан. Малыш" поступил в продажу. Отметим, что у журнала уже есть свои постоянные читатели, которые снетерпением ждут выхода в свет очередного номера.
 
Дагестанские Святыни. Книга 3
01.01.2001

 

 
 
Книга посвящена выдающимся явлениям в жизни дагестанского общества, известным городам и культурным, экономическим и административным центрам, объектам культурно-исторического наследия – памятникам письменной культуры, археологии, архитектуры, видным общественным и политическим деятелям.
Представляет интерес не только для ученых – для всех, кто интересуется историей родного края.
 

 
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы представляем читателю третью книгу «Дагестанские свя-
тыни», подготовленную дагестанскими учеными – сотрудника-
ми Института истории, археологии и этнографии Дагестанс-
кого научного центра РАН и Дагестанского государственного
университета. В ее создании участвовали видные специалисты
– историки, археологии, искусствоведы, востоковеды, литера-
туроведы.
Как и предыдущие выпуски, эта книга посвящена выдаю-
щимся явлениям в жизни дагестанского общества, известным
городам и культурным, экономическим и административным
центрам, объектам культурно-исторического наследия – па-
мятникам письменной культуры, археологии, архитектуры, а
также видным общественным и политическим деятелям.
Книга открывается разделом «Древняя земледельческая куль-
тура», в котором представлена обстоятельная и концептуальная
статья проф. М.А. Агларова «Восьмое чудо света – земледельчес-
кие террасы на горных склонах», в которой рассказывается о
крупнейшем памятнике и достижении народной агрикультуры,
обосновывается мысль о том, что Дагестан входил в число древ-
нейших исходных центров террасных технологий.
Раздел «Аулы – столицы, крупные административные и
торгово-экономические центры» включает несколько статей
о замечательных дагестанских селениях – Кубачи (А.М. Маго-
медов), Курах (З.А. Магомедова, М.К Османова) и Гергебиль
(З.Б. Ибрагимова). Авторы привлекли много новых и ценных
документальных данных.
Богато представлен также раздел «Мир памятников письмен-
ной культуры». В статье проф. А.Р. Шихсаидова «Зерехгеранская
школа переписчиков» рассказывается о работе профессиональ-
ных переписчиков-катибов XV–XVII вв. из Зерехгерана, созда-
телях самобытного, самостоятельного и популярного в Дагеста-
не «цеха тиражирования рукописной книги». В статье «“Байан
ал-хакаик” – духовный журнал ученых-арабистов Дагестан»
А.Р. Наврузов продолжает традицию изучения дагестанской
оригинальной периодической печати на арабском языке. Немец-
кий ученый проф. М. Кемпер посвятил свою статью памятникам
обычного права на арабском языке – адатным нормам дагестан-
ских общин XVIII–XIX вв.
Представленный сборник продолжает изучение культовых
сооружений Дагестана. Статья проф. М.С. Гаджиева рассказы-
вает об уникальном средневековом мусульманском культовом
памятнике «Ворота Судного дня» (араб. Баб ал-кийама) в Де-
рбенте, открытом и исследованном Дербентской археологичес-
кой экспедицией.
Статья З.Ш. Закарияева впервые дает подробное описание
двух замечательных памятников культовой архитектуры – Ми-
шлешской соборной мечети XI-XV вв. и Хрюгской соборной ме-
чети начала XVIII в. Их богатые по содержанию эпиграфические
тексты, многие из которых впервые вводятся в научный оборот,
воссоздают историю этих памятников культовой архитектуры.
В третьей книге «Дагестанские святыни» впервые откры-
вается раздел «Выдающиеся сыны Дагестана». Н.А. Тагирова
в своей статье подробно рассказывает о жизни и творчестве
крупного ученого, философа, поэта Гасана-эфенди Алкадари, о
его не дошедшей до нас коллекции рукописей. Очерк чл.-корр.
РАН, проф. А.И. Османова посвящен героической жизни и
трагической судьбе Джелалутдина Коркмасова, выдающегося
государственного и общественно-политического деятеля Да-
гестана и России.
Первая и вторая книги серии «Дагестанские святыни» полу-
чили широкую общественную известность, они были отмечены
дипломами лауреата на международных книжных выставках в
Санкт-Петербурге и Сочи. Книга первая рекомендована Фон-
дом развития отечественного образования «для использования
в учебном процессе к переизданию для широкой научной обще-
ственности в России и за рубежом». Надеемся, что и очередная
книга также не пройдет незамеченной и послужит делу популя-
ризации и ознакомлению широкого круга читателей с Дагеста-
ном и его людьми, с замечательными памятникам культурно-
исторического и духовного наследия народов Страны гор.
 
 
А.Р. ШИХСАИДОВ 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Шихсаидов А.Р.
Предисловие ...............................................................................................................5
ДРЕВНЕЙШИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ ДАГЕСТАНА
ДРЕВНИЕ ГОРОДА ДАГЕСТАНА
Агларов М.А.
Восьмое чудо света – земледельческие террасы на горных склонах ............8
Гаджиев М.С.
«Ворота судного дня» в Дербенте .........................................................................30
АУЛЫ-СТОЛИЦЫ:
КРУПНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
Магомедова З.А., Османова М.Н.
Курах – столица Кюринского ханства ..................................................................54
Ибрагимова З.Б.
Гергебиль – аул-крепость (исторические вехи) .................................................79
МИР ПАМЯТНИКОВ ПИСЬМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Шихсаидов А.Р.
Зерехгеранская школа переписчиков ..................................................................116
Наврузов А.Р.
«Байан ал-хакаик» (1925–1928) – духовный журнал ученых арабистов
Дагестана .....................................................................................................................147
Кемпер М. (Амстердам)
Арабоязычная этнография адата по русскому заказу? ....................................175
КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДАГЕСТАНА
Закарияев З.Ш.
Соборные мечети в Хрюге и Мишлеше как выдающиеся памятники
историии культуры Дагестана ...............................................................................192
ВЫДАЮЩИЕСЯ СЫНЫ ДАГЕСТАНА
Тагирова Н.А.
Гасан Алкадарский и его книжная коллекция ..................................................244
Османов А.И.
Выдающийся государственный и общественно-политический деятель
Дагестана и России ...................................................................................................298 
 

 
Редакционный совет:
Х.А. Амирханов, Г.М. Гамзатов, А.Р. Шихсаидов
Редакционная коллегия:
М.С. Гаджиев
А.Р. Наврузов
А.Р. Шихсаидов (отв. ред.)
Д-14 Дагестанские святыни: Кн. 3 / Сост. и отв. ред.
А.Р. Шихсаидов. – Махачкала: Издательский дом «Эпоха»,
2013. – 320 с.: ил.
 
ISBN 978-5-98390-115-5 
ББК 63.223(2Р-6Д)
УДК 930
© А.Р. Шихсаидов, сост. и отв. ред., 2013
© Серия «Духовный мир дагестанцев», 2013
ISBN 978-5-98390-115-5 © Издательский дом «Эпоха», 2013
 
 
Шурпаева
19.12.2000
Мало написать рассказы, надо их еще правильно расположить!
В «Преданиях…» первый же рассказ – о Серажутдине Гаджиеве – просто потрясает! Прочитав его, я рассказывала об этом необыкновенном человеке родным и знакомым, восклицая: ну почему, почему снимают и показывают по ТВ какие-то из пальца высосанные глупые мыльные оперы, когда сама жизнь сложила невыдуманный сюжет про такого человека – авиатора и ювелира, байкера и дипломата, оружейника и царедворца в одном лице? Где сценаристы? Вот что надо снимать – и оно будет смотреться на одном дыхании! Ну а дальше – один рассказ за другим, будто переплетение нитей в ковре рождает неповторимые узоры. Автор рассказывает спокойно, как бы отстраненно, лишь очень редко позволяя себе собственную оценку событий; она ничего не выдумывает, не приукрашивает – просто рассказывает былое, как и до нас передавали его из уст в уста, и особую достоверность придают рассказам их концовки: дочь нашего героя живет там-то, внук работает тем-то… Вот она – живая связь прошлого, настоящего да и будущего!
Перед читателем точно разворачивается свиток времен, где высоты мужества, благородства и самопожертвования соседствуют с безднами подлости, жестокости и произвола… И понимаешь, что люди во все времена остаются людьми и что зарвавшийся нукер Агалар-хана так же мало отличается от опьяненного вседозволенностью нквдэшника, как отважный и благородный Сурхай-хан от своих потомков – полковника, георгиевского кавалера Сурхайханова Шейх-Ахмед-бека или дважды орденоносного героя Великой Отечественной Сурхайханова Мухтара; что легендарную Азажу вела в родные места та же высокая любовь к Родине, ради которой и Гулизар Мамедова пробиралась из благополучного Тегерана в советскую Россию, чудом не погубив при этом себя и детей…
Точно в «Человеческой комедии» Бальзака, в последующих рассказах встречаешь людей, уже знакомых по эпизодам рассказов предыдущих, и радуешься этим встречам-узнаваниям, и уже словно свой собственный черпаешь из них вековой жизненный опыт…
Вот юная Умукусюм – жена миротворца Аслан-хана – только надеется на счастливое рождение сына, предсказанное столь же юным Джамалутдином, будущим шейхом и наставником имама Шамиля; а вот Умукусюм-вдова, потерявшая обоих своих сыновей, находит в себе силы преодолеть собственное горе ради своего народа; а вот уже ее внучка Шамай, ставшая женой неправедного Агалар-хана, дразнит с балкона мудрую терпеливицу Халлу и получает от нее отпор (эх, не в бабушку внучка пошла, а жаль!). Вообще при всей рельефности и выразительности мужских характеров, более всего в этой книге удивляют характеры женские.
Можно ли забыть, как девушка всю ночь жнет поле, торопясь закончить к утру, чтобы на следующий день – счастливой и радостной, точно на крыльях - вновь пойти на тяжелую крестьянскую работу, но уже рядом с любимым? Как же велика любовь, питающая силы Шагун, но этой силы любви достанет и на проклятие отступнику, которое будет стоить ему жизни…
Одна за другой, как живые, проходят перед читателем, великолепные дочери лакского народа – можно ли забыть их?
Великодушную Балахалун, не пощадившую собственного доброго имени, лишь бы не пострадало доброе имя любимого, но и вовеки не простившую ему незаслуженной обиды… Дочь Шейха Джамалутдина бунтарку Шуанат, собою вознаградившую возлюбленного за чужое зло, причиненное ему…
Шейх-Райханат, которая, в один день потеряв всех сыновей в битве с врагами, сама устремилась в битву и ценою жизни вдохновила соплеменников на победу… Несчастную Шагун, своей гибелью во имя любви научившую лакских девушек свободе…
Несгибаемую Рабият, объявившую газават врагам своей чести – и погибшую, не выпустив сабель из обеих рук… Юную дочь Уцуми-хана, пожертвовавшую собой ради спасения своего народа…
Отчаянную Аминат, в одну ночь тайно проделавшую в обе стороны огромный и опаснейший путь по горам, чтобы предупредить своих о готовящемся нападении… Талант-самородок Жари, оклеветанную и безвинно погибшую в ссылке (а впрочем,сколько таких еще будет в страшном 1937-м).
Забыть ли и бабушку Миясат-рассказчицы? Она лишь в эпизоде появляется в начале многих рассказов, но читателю ясно, что именно она – мудрая бабушка - стояла у истоков творческой судьбы автора…
А эти детали быта, взаимоотношений, обычаев, пропитывающие и оживляющие ткань рассказов – какие необъятные пласты информации складываются из коротких, вскользь, упоминаний о том и об этом…
А песни и стихи, вправленные в текст, словно драгоценные камни? Эти отрицания-вопросы, столь характерные для лакской речи той поры: «его ли мы хотим поймать?», «враг ли я твой, ласточка?», «разве грех, что я теряюсь у тепла твой души?»; эти отчаянные любовные признания-самоотречения «если конь твой захочет пить, из висков своих родники сделаю» и яростные проклятия «пусть тот сам сгорит в огне!» - как внятно передают они плоть и страсть той прошлой жизни, тем самым сохраняя ее для нас навеки! И мне самой хочется воскликнуть в унисон с высокими словами старинных текстов: счастлив тот аул, где родилась такая сказительница; счастлив народ, чье прошлое она воскрешает!

Автор: Ольга Шевелева
Дагестанская правда.

 
Д.-М. Шихалиев РАССКАЗ КУМЫКА О КУМЫКАХ
01.01.2000
Д.-М. М. ШИХАЛИЕВ И ЕГО ТРУД
«РАССКАЗ КУМЫКА О КУМЫКАХ»
Исполнилось более 140 лет со времени
вы хода в свет труда известного дагестан-
ского ученого Д.-М. Шихалиева «Рассказ
кумыка о кумыках», первого обширного
очерка по истории и этнографии кумы-
ков и сопредель ных с ними народов, на-
писанного на рус ском языке местным,
дагестанским ученым-кумыком.
С того времени, как Россия установи-
ла тесные политические и экономические
связи с народами Кавказа, русская интел-
лигенция стала проявлять большой ин-
терес к социаль но-экономическому и по-
литическому строю, культуре, обычному
праву народов этого края.
Что касается непосредственно Дагеста-
на, то интерес к его истории и этногра-
фии зна чительно усиливается с начала
XVIII в., ког да появляются труды И. Гер-
бера, Д. Белла, И. Гильденштедта и др.,
в которых содержит ся ценный материал
о жизни его народов, в том числе кумыков.
4
Все же до XIX в. в исторической науке
в этом отношении делались только первые
шаги: сравнительно небольшое количество
работ, в основном статьи, посвященные
лишь отдельным вопросам, или же сведе-
ния, при водимые в общих трудах по Кав-
казу и в частности по Дагестану, – вот все,
чем распо лагала тогда научная литература.
Начало XIX в. и завершение при-
соедине ния Дагестана к России харак-
теризуются значительным увеличением
числа историко-этнографических работ,
посвященных Дагестану. Среди опубли-
кованных исследований появляются и
специальные работы об отдель ных на-
родах края. К первой половине XIX в. от-
носится, в частности, попытка научного
изучения кумыков, которую предпринял
М. Б. Лобанов-Ростовский, напечатавший
первую специальную работу о кумыкском
на роде «Кумыки, их нравы и обычаи» (Газ.
«Кавказ». Тифлис, 1846. №№ 37–38).
Конец первой половины XIX в. осо-
бенно примечателен тем, что в этот пе-
риод наряду с русскими исследователями
5
народов Дагес тана появляются и мест-
ные историки и этно графы, писавшие
на русском языке.
Среди работ, написанных местными
авто рами и вышедших в свет в 40-х годах
прош лого столетия, особое место зани-
мает труд Д.-М. М. Шихалиева «Рассказ
кумыка о ку мыках», опубликованный
на страницах га зеты «Кавказ» (Тифлис,
1848. №№ 37–44). Это весьма обстоятель-
ный очерк, охваты вающий важнейшие
вопросы истории и этнографии кумыков
и соседних с ними наро дов; незамени-
мый источник для всех, кто изучает со-
циально-экономический и полити ческий
строй, этнографию народов Дагеста-
на, в частности кумыков, XVIII–XIX вв.
Можно с полным основанием утверж-
дать, что обнародование данного труда
в те времена явилось выдающимся собы-
тием в куль турной жизни края.
Примечательно и то, что «Рассказ ку-
мыка о кумыках» столь же необходим
науке в на ше время, как и в период его
выхода в свет. Недаром этот труд был
6
очень тепло встречен общественностью.
Газета «Кавказ», публи куя очерк, писа-
ла: «Редакция газеты «Кав каз» искрен-
не благодарит просвещенного ку мыка
за присылку этой прекрасной статьи,
знакомящей нас с его родиной и факта-
ми для истории, географии и этнографии
края» («Кавказ», 1848. № 39).
Автор этого труда Девлет-Мирза Мах-
мудо вич (Магометович) Шихалиев, или
Шейx-Али1, родился в сел. Эндери в Засу-
лакской Кумыкии (ныне Хасавюртовский
район) в 1791 году и умер, очевидно, в глу-
бокой старости – в начале нашего века.
Как видно из ар хивного материала, он был
еще жив в 1908 году. В этом году он, напри-
мер, продает кизилюртовскому помещику
Бредихину уча сток в 95 дес., 1070 кв. саж.
земли, располо женный недалеко от горо-
да Кизляра (ныне совхоз «Мелиоратор»).
Д.-М. Шихалиев – кумык, из узденей, сын
оружейника, один из тех немногих широ-
ко образованных дагестан цев, получив-
1 В одном из дошедших до нас архивных
докумен тов он назван «Девлет Мирза Шейх-Али
(он же Усманов)».
7
ших образование в России и соз дававших
свои труды на русском языке еще в пер-
вой половине XIX века. Мы пока не име ем
точных данных о том, какое именно учеб-
ное заведение он окончил, но предпола-
гаем, что этим заведением был 1-й Кадет-
ский кор пус, где воспитывался и обучался
и другой молодой кумык Алибек Пензул-
лаев, буду щий генерал-майор. Во всяком
случае на фор мирование мировоззрения
ученого большое влияние оказала передо-
вая русская наука того времени. Как вид-
но из сохранившихся собственноручно
им написанных докумен тов, автор был
очень образованным, интел лигентным
человеком, писал безукоризненно гра-
мотно красивым каллиграфическим
почер ком, в совершенстве владел родным
и рус ским языками.
С 1827 г. Д.-М. Шихалиев находил-
ся на военной службе. Интересным
представляет ся его послужной список.
«27 марта 1830 г. Высочайшим при-
казом Д.-М. Шихалиев был произведен
в прапор щики.
8
25 июля 1833 г. приказом по Кавказ-
скому корпусу (позднее армии) № 101
произведен в подпоручики. В том же году
Высочайшим приказом получил в числе
других монаршее благоволение.
20 июня 1836 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 40 награжден орденом
Св. Ста нислава 4-й степени.
7 августа 1837 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 89 награжден орде-
ном Св. Ан ны 4-й степени с надписью
«За храбрость».
21 сентября 1838 г. приказом по Кав-
казскому корпусу № 108 награжден орде-
ном Св. Анны 3-й сте пени с бантом.
15 января 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 10 произведен в по-
ручики.
4 декабря 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 152 получил монар-
шее благоволение.
18 декабря 1839 г. приказом по Кав-
казско му корпусу № 156 награжден
единовремен но 300 руб. ассигнациями.
9
17 февраля 1840 г. Высочайшим прика-
зом произведен в штабс-капитаны.
30 июня 1841 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 99 награжден единовре-
менно 300 руб. серебром.
27 апреля 1843 г. приказом по Кав-
казскому корпусу № 66 произведен в ка-
питаны с производством жалованья по
315 руб. серебром в год.
9 июля 1844 г. приказом по Кавказско-
му корпусу № 88 награжден единовре-
менно 307 руб. серебром.
12 апреля 1845 г. приказом по Кав-
казско му и 5 пехотному корпусам № 8 на-
гражден орденом Св. Владимира 4-й сте-
пени с бантом.
2 марта 1847 г. Высочайшим приказом
произведен в майоры.
23 января 1849 г. награжден орденом
Св. Анны 2-й степени.
20 января 1853 г. Высочайшим прика-
зом произведен в подполковники. Жало-
ванье по лучал по требованиям начальни-
ка Кумык ского окружного интендантского
управления Кавказского военного округа
10
на основании Высочайшего повеления,
объявленного в при казе по Кавказскому
корпусу от 27 апреля 1843 г. № 60.
На службе состоит по кавалерии.
Житель ство имеет в г. Кизляре».
В списке военно-служилых лю-
дей – пен сионеров Терской области
1863–1866 гг. Девлет-Мирза Шихалиев
обозначен в чине подполковника. (См.
Послужной список офицеров из азиат-
цев... сентябрь 1866. – ЦГА СО ССР. Ф. 12.
Оп. 5. Д. 191 (1867). Л. 131–141).
Следует отметить, что в списке офице-
ров, где давалась характеристика их во-
енных ка честв, относительно Шихалиева
отмечено: «кроткий», «очень серьезный»,
«храбрый».
Как видно из приведенного, Д.-М. Ши-
халиев успешно делал карьеру, пользовал-
ся большим авторитетом среди офицер-
ского сос тава и военного командования.
С 1841 года работал письменным пере-
водчиком при шта бе войск Кавказской
линии, а с 1853 г. – главным приставом
магометанских народов (ногайцев, тур-
11
кмен и др.), кочевавших в Ставрополь-
ской губернии. Ушел Д.-М. Шихалиев
на пенсию в конце 60-х годов, имел пен-
сию 307 руб. серебром в год. Последние
годы жизни он провел главным образом
в Кизляре. В Кизляре, как сообщает Ши-
халиев в одном из своих писем, он жил
по улице Лорис-Меликова в собствен-
ном доме. Как нам удалось увидеть, дом
Шихалиева (теперь это ул. Пролетарская,
д. 10) представляет собой большой бла-
гоустроенный особняк с просторным
парадным подъездом, двором, с двумя
домами (один – двухэтажный, дру гой –
одноэтажный).
Архивные материалы позволяют су-
дить, что Д.-М. Шихалиев как человек
высокой культуры активно участвовал
в обществен ной жизни своего народа, осо-
бенно когда требовалось наладить отноше-
ния враждую щих на почве кровной мести
тухумов или решить какие-либо вопросы
земельных, семейно-брачных отношений.
Примечательно, что в числе немно-
гих бо лее известных жителей города
12
Кизляра он обратился с хвалебным пись-
мом к царю Александру II в связи с по-
бедой русского оружия в русско-турец-
кой войне 1877 г. и взятием крепости
Карс. Перевести это письмо-обращение
(очевидно, с тюркского) на русский язык
было доверено лишь Д.-М. М. Шихалие-
ву. (В конце письма сохранилась помет-
ка: «Перевод осуществил подполков ник
Шейх Али. Кизляр, 12 ноября 1877 г.» (См.
ЦГА СО ССР. Ф. 12. Оп. 2. Д. 1085. Л. 130).
Нельзя не отметить, что эта биогра-
фичес кая справка о дагестанском уче-
ном-историке и военном деятеле далеко
не полна, как не полны и наши сведения
о его деятельности на научном поприще.
Предстоит еще боль шая работа в архивах
по выявлению доку ментальных материа-
лов, касающихся Д.-М. М. Шихалиева, и
в первую очередь в архи вах Ставрополь-
ского края и Москвы.
До недавнего времени принадлежность
исследования «Рассказ кумыка о кумы-
ках» Д.-М. М. Шихалиеву оставалась
спорной, ибо оно было подписано псев-
13
донимом «Кумык». Заслуга в установле-
нии авторства ученого и в выяв лении его
биографических данных при надлежит
известному советскому кавка зоведу и
историографу М.О. Косвену, сделавшему
большой вклад в развитие исторической
науки на Кавказе, в частности в Дагеста-
не (см. «Материалы по истории этногра-
фического изучения Кавказа в русской
науке» – Кавказский этнографический
сборник. М., 1955, 1958. I–II. – С. 214, 336).
Перу Шихалиева, кроме вышеуказан-
ного фундаментального труда, принад-
лежат и другие работы, в том числе
известные нам на сегодняшний день на-
учные статьи: под писанное «Давыдом
Шихалиевым» письмо редактору газеты
«Кавказ» (Газ. «Кавказ». Тифлис, 1849.
№ 14), в котором автор высказывает свою
точку зрения на происхождение русских
(русов) от аорсов; статья о «необыкно-
венном метеоре», вызвавшем много-
численные толки у суеверных горцев
(Сб. «Статьи и за метки «Терских ведомо-
стей». 1875. С. 7). Самой крупной из числа
14
последних работ Д.-М. М. Шихалиева по-
сле «Рассказа кумы ка о кумыках» мы счи-
таем составление в 1850-х гг. «Народных
юридических обычаев у кочевых мусуль-
ман Ставропольской губернии», где речь
идет об обычном праве ногай цев, тур-
кмен и других народов многонациональ-
ного региона.
Есть основание полагать, что Ши-
халиев принимал участие в собирании
адатов кумы ков. Известно, что в пере-
писке Кавказского горского управления,
относящейся к сбору сведений об адатах
в 40-х годах прошлого столетия, Шиха-
лиев упоминается несколько раз.
В докладах заведующего Канцеляри-
ей по управлению мирными горцами
подполковни ка Бибикова от 1 февраля
1841 г. и от 18 декабря 1842 г. на имя ко-
мандующего вой сками Кавказской линии
генерала Голови на «О собирании правил
адата и о переводе книг шариата», а так-
же о том, кому эту работу следует пору-
чить, кроме горцев майора Шарданова,
штабс-капитана Шоры Ногмова, пору-
15
чика Магомеда Дударова, флигель-адъ-
ютанта полковника Хан-Гирея и кумыков
гвардии штабс-ротмистра князя Хасая
Уцмиева, капитана Касима Курумова и
находив шегося на службе в Кавказско-
Горском по луэскадроне аксайского кадия
Юсупа Клычева, «знающего хорошо по-
арабски», дваж ды назван штабс-капитан
Девлет-Мирза Шихалиев.
Очевидно, нам известно далеко не все
ли тературное наследие ученого. Мы
не знаем, например, остались ли после
его смерти ру кописи трудов, а если оста-
лись, какая судь ба их постигла.
Переходя к основному труду
Д.-М. М. Ши халиева «Рассказ кумыка
о ку мыках», надо прежде всего отметить,
что это, безусловно, весьма ценное ис-
следование о кумыках и других соседних
народах.
Оно содержит подробную характе-
ристику Кумыкской плоскости на фоне
географии всего Дагестана; автор под-
робнейшим обра зом останавливается
на проблемах проис хождения кумыков,
16
анализирует их социаль ный строй. Как
никто до него, Шихалиев подробно опи-
сывает сословное деление, де тально и
весьма квалифицированно харак теризуя
каждую в отдельности социальную кате-
горию кумыкского общества. Д.-М. Ши-
халиев описывает образ правления
в засулакских феодальных владениях,
существовавшие здесь подати и повин-
ности и т. д. В работе рассматриваются
также многие воп росы обычного права,
суда по адату и шариату. Во всех этих во-
просах Шихалиев выска зывает глубокие
мысли, свидетельствующие о широте его
кругозора и хорошем знании всеобщей
истории и истории Дагестана.
Автор широко пользуется ранними
источ никами, прежде всего доступной
ему истори ческой литературой по исто-
рии хазар, кыпчаков, кочевавших в се-
верокавказских сте пях, в том числе и
на Терско-Сулакской низ менности; также
широко привлекаются ле генды и преда-
ния о взаимоотношениях раз ных племен,
кочевников и аборигенов.
17
Излагая свою точку зрения на проис-
хождение кумыков, Шихалиев справед-
ливо ука зывает, что они сформировались
как народность с участием хазарского
элемента, а в этнониме хазар он видит
объединение разноэтнических племен,
в том числе и кипчаков. Однако вызыва-
ет сомнение тезис автора о том, что «ядро
для хазар» составляли кипчаки и что
древние обитатели Кумыкской равнины
под натиском кочевников в разные пери-
оды были оттеснены в горы и там усво или
язык окружающих горцев, т. е. ассими-
лировались с ними.
Большое место в труде Шихалие-
ва зани мает история кумыков, начиная
с древней ших времен. Освещая процесс
дробления Тарковского шамхальства и
появление уде ла Султан-Мута – родона-
чальника засулакских владетелей, автор
четко показывает центробежную тен-
денцию феодальной знати Кумыкии. Он
пишет, что до феодального дробления
шамхальство Тарковское прости ралось
от Кайтага до кабардинских земель, и,
ссылаясь на исторические предания и
18
доступную ему историческую литерату-
ру, ука зывает, что пункт «Червленая пе-
реправа... был в то время границей между
древним Дагестаном и Кабардою».
С большим интересом читаешь све-
дения автора о некоторых более древних
феодаль ных правителях Кумыкской пло-
скости, имевших прозвище «бурчебий»
(«блоховые князья», очевидно, из-за их за-
нятия ското водством), позднее подпавших
под власть Султан-Мута и его потомков.
Большого внимания заслуживают
данные автора о повторном заселении
Терско-Сулак ской низменности в после-
монгольский пери од выходцами из цен-
тральной Кумыкии, шамхальства Тар-
ковского, горных местнос тей, а также
о вассалитете, о периоде его расцвета и
упадка после присоединения Да гестана
к России.
Однако, отдавая должное замечатель-
ному труду Шихалиева, положившего
начало на учному изучению кумыкской
народности, мы не можем согласиться
с рядом его выводов и оценкой историче-
ских событий.
19
Обращает внимание критическое
отно ше ние автора к некоторым вопросам,
связан ным с социально-экономическим
строем, со словными отношениями, клас-
совой борьбой в кумыкском обществе,
колониальной поли тикой. Так, касаясь
положения рабов в фео дальной Кумыкии,
Д.-М. Шихалиев пишет: «Вообще рабы ку-
мыков не обременены из лишними работа-
ми, как можно бы было это предполагать:
они вместе со своими госпо дами состав-
ляют одно семейство, работают для них,
как для себя. Зато владельцы обра щаются
с ними довольно ласково, извиняют их
недостатки и редко прибегают к строгим
наказаниям» (Газ. «Кавказ», 1848. № 43).
Дума ется, что трудно согласиться с такой
харак теристикой положения рабов, кото-
рые были совершенно бесправны, подвер-
гались жесто кой эксплуатации, продава-
лись, обменива лись на вещи и т. д.
Нельзя забывать, что Д.-М. Шихалиев
был сыном своего времени, своего класса,
и этим можно объяснить своеобразное
понимание им взаимоотношений классов
и различных сословий.
20
При всем этом труд Шихалиева явля-
ется большим вкладом в кавказоведче-
скую нау ку, важнейшим источником, все-
сторонне и ярко отражающим историю
кумыкского на рода и Дагестана в целом,
ценным пособием, к которому должен
обращаться всякий, кто изучает историю
феодального общества Да гестана.
В настоящее время исследование
Д.-М. Ши халиева «Рассказ кумыка о ку-
мыках», опуб ликованное на страницах
газеты «Кавказ» более 140 лет тому на-
зад, представляет со бой библиографи-
ческую редкость. Давно назрела необхо-
димость переиздания этого уникального
исследования, однако тот жест кий иде-
ологический контроль, который довлел
над печатными органами еще в не давнем
прошлом, не позволял пробиться этой
книге в свет. На самого Шихалиева был
на вешен ярлык «человека прошлого».
Настоя щей работой мы пытаемся восста-
новить справедливость и отдать должное
замечательной личности Д.-М. Шихалие-
ва и его бесценному труду.
21
Данное издание снабжается самыми
необ ходимыми примечаниями и коммен-
тариями. Учитывая научную ценность
исторического документа, издательство
публикует текст «Рассказа» в том виде,
в каком он был отпе чатан в газете «Кав-
каз», сохранив почти без изменения
стиль и орфографию автора, а также ре-
дакционные ремарки.
Одновременно мы нашли целесо-
образным здесь же поместить в качестве
приложения и другой труд Д.-М. Шиха-
лиева – «Народные юридические обычаи
у кочевых мусульман Ставропольской
губернии», опуб ликованный в газете
«Ставропольские гу бернские ведомости»
в 1879, за №№ 10–14 с подробным преди-
словием подписавшегося «А» (не Авгу-
стинович ли, который был хо рошо зна-
ком с Д.-М. М. Шихалиевым?).
С. Ш. ГАДЖИЕВА,
доктор исторических наук
 
 
Содержание:
С. Гаджиева. Д.-М. М. Шихалиев и его труд
«Рассказ кумыка о кумыках».........................3
Рассказ кумыка о кумыках..........................22
Комментарии................................................118
ПРИЛОЖЕНИЕ
Народные юридические обычаи у кочевых
мусульман Ставропольской губернии.....172
Права лиц в мусульманских
обществах..........................................................185
Законы и обычаи, общие в мусульманских
обществах..........................................................193
Законы частные в мусульманских
обществах......................................................202
Законы частные в мусульманских
обществах......................................................214
От редакции..................................................222
 
 
 
 
<< В начало < Предыдущая 101 102 103 104 105 106 107 108 109 Следующая > В конец >>

Всего 1081 - 1088 из 1088
Новости
Поздравляем Рашидат Халидову – доктора филологических наук, с выходом в свет книги «Каратинские сказки». Это первый итог её работы по сбору и фиксации произведений устного народного творчества малочисленного этноса андийской языковой подгруппы – карантинцев. Красочно иллюстрированная книга «Каратинские сказки» знакомит маленьких читателей с богатым фольклорным творчеством, наполненным волшебством и мудростью жителей гор. Каждая сказка заканчивается поговоркой-поучением и к каждой из них дан перевод на русский язык, что делает её интересной и для русскоязычного читателя, давая ему возможность узнать о характере, обычаях и традициях каратинцев. Предназначена, прежде всего, для носителей бесписьменного каратинского языка. Также может быть использована лингвистами и фольклористами, изучающими язык, быт и культуру каратинцев. Напоминаем, что салон книги издательского дома «Эпоха» находится на ул. Коркмасова, 13 «а». Мы всегда рады посетителям. Добро пожаловать!
12 Февраль 2018
Copyright © ООО "ИД "Эпоха" 2005 г.
Вход для администратора